Проектная деятельность в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность — вид работы, который становится популярным в системе образования. Ирина Егоровна Ясавиева — учитель начальных классов школы № 1000 — поделилась своим опытом проведения проектной деятельности с учениками. Далее рассказано о специфике данной работы, приведены примеры и цели проектного образовательного подхода.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности —
направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проект —
это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Проектно-исследовательская деятельность —
это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Проектно-исследовательская деятельность способствует:

/ формированию универсальных учебных действий;

/ формированию уровня освоения знаний;

/ повышению эффективности и качества образования;

/ предопределению успешности обучения;

/ умению применять знания на практике.
Выполнение проекта происходит по этапам:

1. решение нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач;

2. координация своих усилий с усилиями других;

3. получение новых знаний;

4. проделывание конкретной работы при помощи полученных знаний;

5. получение положительного результата выполненной работы.
Проектная деятельность способствует развитию у учащихся:

/ творческих способностей и активности;

/ адаптации к современным условиям жизни;

/ формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться.
Теоретическое обоснование
1
Метод проектов был разработан в начале XX века.
2
Цель: ориентирование целесообразной деятельности детей с учетом личных интересов.
3
Изначальное название  — метод проблем.
4
Изначально данный метод связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Метод был разработан философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У. Х. Килпатриком.
5
В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.
6
В 1920–1930-е гг метод получил популярность в отечественной и зарубежной педагогике.
7
По итогу метод приобрел основной тезис современного понимания, который привлекает к себе многие образовательные системы и заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
8
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического и творческого мышления.
Готовность младших школьников к проектной деятельности
ШАГ 1
Знакомство ребят (в 1 классе) с правилами успешности коллективной проектной деятельности.
/ В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

/ Команды не соревнуются.

/ Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

/ Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
/ Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров.

/ Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
ШАГ 2
Длительность выполнения учебного проекта целесообразно ограничить.
В 1–2 классе их продолжительность должна составлять 1–2 неделями.
В 3–4 классе их продолжительность можно увеличить до 1–2 месяцев.
ШАГ 3
Знакомство детей и родителей с правилами выбора темы проекта.
Правило 1.
Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2.
Тема должна быть доступной.
Правило 3.
Необходимо учитывать интересы детей, выбирать правильную по критериям тему.
ШАГ 4
Структура проекта
(оформление проекта).

Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Проект — это пять «П»:
1. Постановка проблемы
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация

Роль учителя — вовлечь ученика в работу. Активность в работе над проектом можно представить следующим образом:

1-й этап:учитель — ученик;
2-й и 3-й этапы:
учитель — УЧЕНИК;
Последний этап:
УЧИТЕЛЬ — ученик.
Презентация (защита проекта) — завершающий этап проекта. Цель:

/ определить форму проведения презентации;
/ продемонстрировать понимание проблемы проекта;
/ сформулировать цели и задачи проекта (самостоятельно);
/ рассказать о выбранных путях решения;
/ проанализировать ход поиска решения;
/ научиться аргументированно излагать свои мысли, идеи;
/ научиться анализировать свою работу и работу в группах;
/ проанализировать свою результативность.
ОЦЕНКА
Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер.
В результате за активное участие поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Можно выделить несколько номинаций, чтобы каждый проект победил в какой-либо из них.
Например: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т. д.
Заключение
При фокусировании на проектной работе меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстраивать бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества через результативную, созидательную работу.

Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.