Интервью с ученым

Алексей Серёгин

ФИО: Серёгин Алексей Петрович
Место работы: лаборатория гербария кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук


Мое детство прошло среди многоэтажек на окраине Владимира, небольшого областного центра Средней России. Пожалуй, в 1 классе я был убежден, что поступлю на географический факультет МГУ. Карту и положение сотен объектов географической номенклатуры я знал еще с садика. Кажется, еще во 2 классе на большом тетрадном развороте мы с отцом составили что-то вроде «программы подготовки географа и путешественника»: морские узлы, языки, вождение, парус, стрельба, верховая езда, навыки выживания, науки, навигация. До сих пор у меня перед глазами ровные клетки с моим детским почерком, хотя сам листок давно утерян. В старшей школе благодаря библиотеке отца я увлекся полевой ботаникой и стал собирать свои первые гербарные коллекции.

"Отец подводил меня к приоконным ямам с вросшими в землю решетками и говорил: «Я тут вырос»."


Мой отец, Петр Алексеевич Серёгин, 17 лет заведовал кафедрой ботаники Владимирского педагогического института. В его жизни на полную катушку сработал советский социальный лифт — дед был инвалидом-кочегаром в Доме офицеров и ютился с семьей в подвале этого старинного здания на Соборной площади Владимира. Каждый раз, когда мы гуляли в центре, отец подводил меня к приоконным ямам с вросшими в землю решетками и говорил: «Я тут вырос». Отец закончил школу, поступил в пединститут, а затем остался здесь же в аспирантуре — у светила отечественной геоботаники профессора П. Д. Ярошенко, создавшего во Владимире замечательную школу геоботаники.

Отец никогда не заманивал меня в свою область знаний, однако все самые интересные, непонятные и одновременно красочные книги в доме были по ботанике: атласы, флоры, конспекты, определители, красные книги, справочники, энциклопедии. Они тянули к себе — ведь интернет появился в моей жизни только в 1999 году, одновременно с поступлением в МГУ. Свои первые растения я легко учил наизусть, потому что отец мне их легко называл на латыни. На первом курсе геофака я на спор назвал соседям по комнате в общежитии всю латынь из определителя растений Средней России, допустив лишь одну ошибку.

"В старшей школе у нас было шесть языковых предметов..."


Год за годом отец следил за моими достижениями, и его всегда переполняла гордость за сына. Возможно, я реализовывал его собственные мечты: в 24 года я защитил кандидатскую, в 31 — докторскую по флоре Владимирской области, хорошо известной отцу по десяткам экспедиций и кратких полевых выездов. Уже больше года Петра Алексеевича нет рядом — он ушел от нас после длительной болезни. В далеких горах Забайкалья, в Заполярье, на крымских яйлах я мысленно обращаюсь к отцу и говорю ему спасибо за свою профессию.

Я закончил ближайшую от дома школу — среднюю школу № 10 города Владимира. На волне перестройки она получила статус школы с углубленным изучением иностранных языков, поэтому с 1 класса я учил английский язык, а затем и французский. В старшей школе у нас было шесть языковых предметов, в том числе технический перевод, художественный перевод, страноведение, англо-американская литература. Плюс весь комплект стандартных предметов.

"Уровень знаний, которые дала мне школа из соседнего двора, был запредельный."


Мой учитель географии Мария Пантелеевна Воронина, дама глубоко пенсионного возраста, каждый день встречалась со мной в восемь утра и полчаса до первого урока, сидя рядом, просто рассказывала все, что знала. Пожалуй, это была лучшая из возможных форм предметной подготовки к олимпиадам.

У меня было то ли три, то ли четыре стандартных «четверки», поэтому о медали никто даже не заикнулся. Для меня это был космос. Например, физику, французский или русский я знал заметно хуже одноклассников. Однако МГУ быстро расставил точки над i — уровень знаний, которые дала мне школа из соседнего двора, был запредельный. В итоге в университете за все десять сессий я получал только «пятерки».

"С первого курса я стал «своим человеком» на биологическом факультете..."


В 1999 году я поступил на географический факультет МГУ и спустя пять лет окончил кафедру биогеографии. Только сейчас я понимаю, что в моей сегодняшней профессии востребовано почти все, что меня увлекало в детстве: навыки полевой жизни, основы программирования и работы с данными, языковая и спортивная подготовка, умение писать тексты и, конечно же, фундаментальное знание видового разнообразия растений как объекта своей научной работы.

Учеба на географическом факультете МГУ помогла мне поставить научную речь для статей и монографий, курсовых и диссертаций, докладов и лекций. Мой научный руководитель профессор Г. Н. Огуреева часами правила черновики моих квалификационных работ, обсуждала со мной самостоятельно сделанные выводы и давала сотни мелких советов. С сожалением остается признать, что я не умею столь тщательно работать со своими студентами.

С первого курса я стал «своим человеком» на биологическом факультете в гербарии Московского университета и проводил здесь все свободное время. Заведующий кафедрой геоботаники МГУ профессор В. Н. Павлов сказал мне, чтобы на следующий день после получения диплома я пришел в отдел кадров. Так, сразу после окончания университета в 21 год я стал научным сотрудником лаборатории гербария кафедры геоботаники (после небольшого ребрендинга это кафедра экологии и географии растений биофака МГУ).

"Хочу, чтобы люди обращали внимание на полевые цветы и делали для себя их фотографии."


Если говорить о глобальной цели моей научной деятельности, то получится, пожалуй, как в анекдоте: в профессии ученого наслаждение доставляет сам процесс поиска и исследований, а не скупой результат в виде статей, книг или баз данных. Хочу объехать десятки стран и регионов России, где еще не удалось побывать, — чтобы сделать лекции по ботанической географии еще красочнее и увлекательнее. Хочу, чтобы гербарные коллекции оставались востребованными. Хочу, чтобы люди обращали внимание на полевые цветы и делали для себя их фотографии.

За последние несколько лет я записал десятки видеороликов и несколько аудиолекций, постоянно выступаю с публичными лекциями, дважды водил экспедиции Russian Travel Geek. Но пожалуй, главным детищем в области популяризации знаний о разнообразии дикорастущих растений нашей страны стал проект «Флора России» на iNaturalist. Я счастлив, что тысячи людей в нашей стране узнали о платформе iNaturalist благодаря моим выступлениям и постам в соцсетях и стали активно документировать флору родных мест с помощью смартфонов и цифровых фотоаппаратов. Собранные нашим 15-тысячным сообществом данные мы используем для создаваемого «Атласа флоры России».

"Участие в кубке оказывает невероятное влияние на быстрое накопление данных о биоразнообразии России."


Силами сообщества «Флора России» мы ежегодно проводим соревнования, которые многим понравились. Это Командный кубок России по фотофиксации дикорастущих растений. Формат кубка во многом оставался стабильным — парные двух- или трехдневные поединки региональных команд натуралистов за выход в следующий круг по двум критериям: больше наблюдений и больше видов. В 2020–2021 годы мы активнее использовали формат биоблица с организацией специальных проектов для команд-участниц. На поздних стадиях мы начали исключать из борьбы самые обычные виды (до 10% флоры конкретного региона в финале нельзя было снимать), а также квадраты площадью около 100 квадратных километров с максимальным объемом данных. Участие в кубке оказывает невероятное влияние на быстрое накопление данных о биоразнообразии России. Так, только за один первый день 1/32 финала (10 июля 2021 года) в стране было сделано 16,3 тысячи фотонаблюдений, в том числе 13,1 тысячи наблюдений сосудистых растений!