Интервью с ученым

Александр Гасников

ФИО: Гасников Александр Владимирович
Место работы: Московский физико-технический институт (МФТИ), кафедра математических основ управления школы прикладной математики и информатики; НИУ ВШЭ, факультет компьютерных наук; ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, доктор физико-математических наук

Школа у нас была вполне обычная. Если брать весь спектр дисциплин, в школе я учился средне. Но по точным наукам были хорошие оценки. В старших классах факультативные занятия вели преподаватели из МГТУ им. Н. Э. Баумана. Занятия по математике вел Борис Григорьевич Соловей, который регулярно приезжал на другой конец города для того, чтобы провести факультатив даже для меня одного. Сейчас уже понимаю, что нужно было хорошо учиться и русскому языку, и истории, и многим другим предметам. После тридцати лет с большим удовольствием стал наверстывать упущенное. В свободное время почитываю разные книги по биологии, экологии, географии.

"Со мной регулярно занимался папа. Не скажу, что мне это сильно нравилось тогда, скорее наоборот."


Вплоть до десятого класса меня активно вовлекали в науку именно родители. Мой отец, Владимир Александрович Гасников, закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана и вплоть до выхода на пенсию работал в научных направлениях: занимался оптимальным управлением космическими аппаратами в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева (ведущее предприятие космической промышленности СССР и России, одно из двух разработчиков полного спектра ракетной и космической техники.  Прим. ред.). Моя мама, Наталья Владимировна Гасникова, закончила РЭУ им. Г. В. Плеханова и также работала в РКК «Энергия».

Со мной регулярно занимался папа. Не скажу, что мне это сильно нравилось тогда, скорее наоборот. Но с возрастом все это, видимо, стало давать свои плоды. Начало что-то получаться, появились первые результаты. В десятом классе мною было сделано первое открытие — о том, как можно вычислять пределы. Потом оказалось, это открытие задолго до меня, в XVII веке, сделал французский математик Лопиталь. С того момента я уже сам стал жадно тратить все свободное время на то, чтобы узнать что-то новое, понять, как устроен окружающий нас мир. Математика оказалась тем языком, на котором процесс познания было удобно формализовать. Я серьезно увлекся математикой и точными науками, в особенности физикой.

У нас дома папа хранил разные хорошие книги по математике и физике. Например, «Популярные лекции по математике» (серия, выходившая с 1949 по 1990 год, было выпущено 62 выпуска. — Прим. ред.), различные выпуски «Библиотечки "Квант"» (книги, выпускавшиеся редакцией физико-математической литературы издательства «Наука» с 1980 по 1992 год по инициативе редколлегии журнала «Квант» при поддержке Академии наук СССР. — Прим. ред.), отдельные выпуски журнала «Квант», различные сборники олимпиадных задач. Знакомство с этими книжками, параллельная учеба в ЗФТШ (Заочная физико-техническая школа МФТИ. — Прим. ред.), работа на факультативе в школе и желание поступить в университет (хотелось поступить тогда в один из трех вузов: МФТИ, МГУ или МГТУ, в итоге сдал экзамены в МФТИ и МГТУ, и надо было выбирать, куда идти; выбрал математический факультет МФТИ) — все это в совокупности сформировало заметный интерес к научной работе, который начинался с решения различных конкурсных задач.

"После защиты бакалаврского диплома пошел трудовой стаж, я стал работать научным сотрудником в Вычислительном центре РАН им. Дородницына."


Первые более-менее серьезные шаги в науке я стал делать на курсе третьем-четвертом, когда начал работать с профессором (а ныне членом-корреспондентом РАН) Александром Алексеевичем Шананиным. Александр Алексеевич — известный в России специалист по математической экономике, обладающий в целом энциклопедическими знаниями в области математики. Он предложил мне в качестве темы дипломной работы изучать асимптотическое по времени поведение решения начальной задачи Коши для уравнения типа Бюргерса. Для погружения в тему нужно было изучить несколько серьезных научных статей, в том числе на английском языке (тогда для меня все это было в диковинку). Прочитав и разобрав статью, нужно было ее рассказать на семинаре. Вся эта система научных семинаров и последующих конференций, на которых можно было постоянно узнавать что-то новое, знакомиться с интересными людьми из смежных областей, постепенно затягивала меня в увлекательный научный мир.

После защиты бакалаврского диплома пошел трудовой стаж, я стал работать научным сотрудником в Вычислительном центре РАН им. Дородницына, в отделе академика А. А. Петрова, и на кафедре математических основ управления МФТИ. Трудовая книжка у меня с тех пор так и лежит на кафедре в МФТИ. Там в основном я занимался преподавательской деятельностью, вел семинары по стохастическим дисциплинам: математическая статистика, случайные процессы, теория вероятностей. В ВЦ РАН (Вычислительный центр им. А. А. Дородницына РАН. — Прим. ред.) я занимался математическим моделированием экономики под руководством А. А. Шананина. В 2006 году закончил магистратуру МФТИ, в 2007-м защитил кандидатскую диссертацию, в которой была решена задача, поставленная в 1957 году И. М. Гельфандом, об асимптотическом (по времени) поведении задачи о распаде разрыва для уравнения типа Бюргерса. 

"С 2008 года стал вести оригинальный курс по математическому моделированию транспортных потоков для студентов старших курсов МФТИ."


Задача имела важное значение в связи с изучением эволюции фронтов бегущих волн, возникающих при взрывах. Но наша мотивация была связана с экономическими приложениями — изучением процесса распространения новых технологий (модели Полтеровича — Хенкина). После защиты диссертации по предложению А. А. Шананина я занялся гидродинамикой транспортных потоков, развивая результаты кандидатской диссертации. С 2008 года стал вести оригинальный курс по математическому моделированию транспортных потоков для студентов старших курсов МФТИ. Стали появляться первые гранты за научную работу… В 2013 году совместно с коллегами издал монографию, резюмирующую исследования.

Важное для меня (да и, наверное, для всего Физтеха) событие произошло в 2011 году, когда в МФТИ профессор В. Г. Спокойный открыл свою лабораторию, созданную в рамках программы мегагрантов. Мне было поручено курировать лабораторию со стороны МФТИ. Появилось много новых научных контактов и возможностей. В частности, тогда я познакомился с тремя оракулами (одними из ведущих в мире специалистов в области численных методов оптимизации): Ю. Е. Нестеровым, А. С. Немировским и Б. Т. Поляком. Под влиянием отмеченных специалистов стал менять род научной деятельности на занятия численными методами оптимизации. В 2016 году защитил диссертацию, в которой предлагались различные численные методы поиска равновесий в больших транспортных сетях. 

Собственно, с тех пор и по настоящий момент я стараюсь активно работать в направлении разработки эффективных численных методов решения всевозможных задач. Например, возникающих при изучении белкового фолдинга и докинга, при разработке программного обеспечения вышек сотовой связи, различных обратных задач… Сейчас у меня в научном руководстве 25 студентов и 15 аспирантов, с которыми мы стараемся активно двигать науку, писать статьи, монографии, пособия, читать лекции и вести семинары, ну и сотрудничать с различными иностранными компаниями.

Если говорить о какой-то глобальной цели или даже мечте, то для меня это — узнавать мир вокруг, стараться в чем-то сделать его лучше, удобнее. Интересно создать большую научную школу в России вокруг численных методов оптимизации и их приложений в математическом моделировании и анализе данных. Переходя на эволюционный язык, наверное, можно сказать и так: хочется оставить после себя побольше идей (мемов, по терминологии Р. Докинза), которые будут жить своей жизнью и приносить пользу. Хочется оставить что-то хорошее после себя, как в генетическом плане, так и в научном.

"Со временем хочу написать какую-нибудь научно-популярную книгу."


Один из способов улучшения мира — это популяризация науки. У меня перед глазами есть замечательные примеры Коли Андреева, Леши Савватеева и, конечно, А. М. Райгородского. Ничего сопоставимого я, конечно, для популяризации науки в России не делаю. Но все же по мере появления времени стараюсь то статью в «Квант» или «Математическое просвещение» написать, то выступить где-то. Например, есть замечательные летние школы, такие как ЛШСМ (летняя школа «Современная математика» им. Виталия Арнольда. — Прим. ред.), которые организует коллектив Московского центра непрерывного математического образования. Мне кажется, что это одно из лучших мероприятий такого рода в смысле популяризации современной математики для сильно продвинутых школьников. Также я участвую в проектных сменах в «Сириусе». Со временем хочу написать какую-нибудь научно-популярную книгу.

В нынешний информационный век я бы хотел пожелать молодым людям научиться отличать важную информацию от неважной. Научиться систематизировать знания. Грубо говоря, научиться учиться. Ну, и учиться всю жизнь! Это очень увлекательно, поверьте! Стремитесь узнавать что-то новое! В плане выбора профессии — не спешите. Хорошее образование — залог того, что выбор будет правильный. Получите хорошее базовое образование, это может дать больше возможностей для выбора будущей профессии. К счастью, в России все время было и есть много замечательных педагогов: школьных (сельских) учителей, преподавателей институтов, научных работников, инженеров и т. д., у которых можно многому научиться и которые самозабвенно и талантливо делятся своими знаниями с подрастающим поколением. В России действительно есть замечательные учителя. Очень надеюсь, что такая преемственность сохранится и в будущем. И подрастающее поколение (хотя бы в какой-то части) тоже будет иметь желание «отдать просветительский долг» следующим поколениям.