ФИО: Гасников Александр Владимирович
Место работы: Московский физико-технический институт (МФТИ), кафедра математических основ управления школы прикладной математики и информатики; НИУ ВШЭ, факультет компьютерных наук; ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, доктор физико-математических наук
"Со мной регулярно занимался папа. Не скажу, что мне это сильно нравилось тогда, скорее наоборот."
Вплоть до десятого класса меня активно вовлекали в науку именно родители. Мой отец, Владимир Александрович Гасников, закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана и вплоть до выхода на пенсию работал в научных направлениях: занимался оптимальным управлением космическими аппаратами в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева (ведущее предприятие космической промышленности СССР и России, одно из двух разработчиков полного спектра ракетной и космической техники. — Прим. ред.). Моя мама, Наталья Владимировна Гасникова, закончила РЭУ им. Г. В. Плеханова и также работала в РКК «Энергия».
Со мной регулярно занимался папа. Не скажу, что мне это сильно нравилось тогда, скорее наоборот. Но с возрастом все это, видимо, стало давать свои плоды. Начало что-то получаться, появились первые результаты. В десятом классе мною было сделано первое открытие — о том, как можно вычислять пределы. Потом оказалось, это открытие задолго до меня, в XVII веке, сделал французский математик Лопиталь. С того момента я уже сам стал жадно тратить все свободное время на то, чтобы узнать что-то новое, понять, как устроен окружающий нас мир. Математика оказалась тем языком, на котором процесс познания было удобно формализовать. Я серьезно увлекся математикой и точными науками, в особенности физикой.
У нас дома папа хранил разные хорошие книги по математике и физике. Например, «Популярные лекции по математике» (серия, выходившая с 1949 по 1990 год, было выпущено 62 выпуска. — Прим. ред.), различные выпуски «Библиотечки "Квант"» (книги, выпускавшиеся редакцией физико-математической литературы издательства «Наука» с 1980 по 1992 год по инициативе редколлегии журнала «Квант» при поддержке Академии наук СССР. — Прим. ред.), отдельные выпуски журнала «Квант», различные сборники олимпиадных задач. Знакомство с этими книжками, параллельная учеба в ЗФТШ (Заочная физико-техническая школа МФТИ. — Прим. ред.), работа на факультативе в школе и желание поступить в университет (хотелось поступить тогда в один из трех вузов: МФТИ, МГУ или МГТУ, в итоге сдал экзамены в МФТИ и МГТУ, и надо было выбирать, куда идти; выбрал математический факультет МФТИ) — все это в совокупности сформировало заметный интерес к научной работе, который начинался с решения различных конкурсных задач.
"После защиты бакалаврского диплома пошел трудовой стаж, я стал работать научным сотрудником в Вычислительном центре РАН им. Дородницына."
Первые более-менее серьезные шаги в науке я стал делать на курсе третьем-четвертом, когда начал работать с профессором (а ныне членом-корреспондентом РАН) Александром Алексеевичем Шананиным. Александр Алексеевич — известный в России специалист по математической экономике, обладающий в целом энциклопедическими знаниями в области математики. Он предложил мне в качестве темы дипломной работы изучать асимптотическое по времени поведение решения начальной задачи Коши для уравнения типа Бюргерса. Для погружения в тему нужно было изучить несколько серьезных научных статей, в том числе на английском языке (тогда для меня все это было в диковинку). Прочитав и разобрав статью, нужно было ее рассказать на семинаре. Вся эта система научных семинаров и последующих конференций, на которых можно было постоянно узнавать что-то новое, знакомиться с интересными людьми из смежных областей, постепенно затягивала меня в увлекательный научный мир.
После защиты бакалаврского диплома пошел трудовой стаж, я стал работать научным сотрудником в Вычислительном центре РАН им. Дородницына, в отделе академика А. А. Петрова, и на кафедре математических основ управления МФТИ. Трудовая книжка у меня с тех пор так и лежит на кафедре в МФТИ. Там в основном я занимался преподавательской деятельностью, вел семинары по стохастическим дисциплинам: математическая статистика, случайные процессы, теория вероятностей. В ВЦ РАН (Вычислительный центр им. А. А. Дородницына РАН. — Прим. ред.) я занимался математическим моделированием экономики под руководством А. А. Шананина. В 2006 году закончил магистратуру МФТИ, в 2007-м защитил кандидатскую диссертацию, в которой была решена задача, поставленная в 1957 году И. М. Гельфандом, об асимптотическом (по времени) поведении задачи о распаде разрыва для уравнения типа Бюргерса.
"С 2008 года стал вести оригинальный курс по математическому моделированию транспортных потоков для студентов старших курсов МФТИ."
Задача имела важное значение в связи с изучением эволюции фронтов бегущих волн, возникающих при взрывах. Но наша мотивация была связана с экономическими приложениями — изучением процесса распространения новых технологий (модели Полтеровича — Хенкина). После защиты диссертации по предложению А. А. Шананина я занялся гидродинамикой транспортных потоков, развивая результаты кандидатской диссертации. С 2008 года стал вести оригинальный курс по математическому моделированию транспортных потоков для студентов старших курсов МФТИ. Стали появляться первые гранты за научную работу… В 2013 году совместно с коллегами издал монографию, резюмирующую исследования.
Важное для меня (да и, наверное, для всего Физтеха) событие произошло в 2011 году, когда в МФТИ профессор В. Г. Спокойный открыл свою лабораторию, созданную в рамках программы мегагрантов. Мне было поручено курировать лабораторию со стороны МФТИ. Появилось много новых научных контактов и возможностей. В частности, тогда я познакомился с тремя оракулами (одними из ведущих в мире специалистов в области численных методов оптимизации): Ю. Е. Нестеровым, А. С. Немировским и Б. Т. Поляком. Под влиянием отмеченных специалистов стал менять род научной деятельности на занятия численными методами оптимизации. В 2016 году защитил диссертацию, в которой предлагались различные численные методы поиска равновесий в больших транспортных сетях.
Собственно, с тех пор и по настоящий момент я стараюсь активно работать в направлении разработки эффективных численных методов решения всевозможных задач. Например, возникающих при изучении белкового фолдинга и докинга, при разработке программного обеспечения вышек сотовой связи, различных обратных задач… Сейчас у меня в научном руководстве 25 студентов и 15 аспирантов, с которыми мы стараемся активно двигать науку, писать статьи, монографии, пособия, читать лекции и вести семинары, ну и сотрудничать с различными иностранными компаниями.
Если говорить о какой-то глобальной цели или даже мечте, то для меня это — узнавать мир вокруг, стараться в чем-то сделать его лучше, удобнее. Интересно создать большую научную школу в России вокруг численных методов оптимизации и их приложений в математическом моделировании и анализе данных. Переходя на эволюционный язык, наверное, можно сказать и так: хочется оставить после себя побольше идей (мемов, по терминологии Р. Докинза), которые будут жить своей жизнью и приносить пользу. Хочется оставить что-то хорошее после себя, как в генетическом плане, так и в научном.
"Со временем хочу написать какую-нибудь научно-популярную книгу."
Один из способов улучшения мира — это популяризация науки. У меня перед глазами есть замечательные примеры Коли Андреева, Леши Савватеева и, конечно, А. М. Райгородского. Ничего сопоставимого я, конечно, для популяризации науки в России не делаю. Но все же по мере появления времени стараюсь то статью в «Квант» или «Математическое просвещение» написать, то выступить где-то. Например, есть замечательные летние школы, такие как ЛШСМ (летняя школа «Современная математика» им. Виталия Арнольда. — Прим. ред.), которые организует коллектив Московского центра непрерывного математического образования. Мне кажется, что это одно из лучших мероприятий такого рода в смысле популяризации современной математики для сильно продвинутых школьников. Также я участвую в проектных сменах в «Сириусе». Со временем хочу написать какую-нибудь научно-популярную книгу.
В нынешний информационный век я бы хотел пожелать молодым людям научиться отличать важную информацию от неважной. Научиться систематизировать знания. Грубо говоря, научиться учиться. Ну, и учиться всю жизнь! Это очень увлекательно, поверьте! Стремитесь узнавать что-то новое! В плане выбора профессии — не спешите. Хорошее образование — залог того, что выбор будет правильный. Получите хорошее базовое образование, это может дать больше возможностей для выбора будущей профессии. К счастью, в России все время было и есть много замечательных педагогов: школьных (сельских) учителей, преподавателей институтов, научных работников, инженеров и т. д., у которых можно многому научиться и которые самозабвенно и талантливо делятся своими знаниями с подрастающим поколением. В России действительно есть замечательные учителя. Очень надеюсь, что такая преемственность сохранится и в будущем. И подрастающее поколение (хотя бы в какой-то части) тоже будет иметь желание «отдать просветительский долг» следующим поколениям.