ДМИТРИЙ
Нау: Что такое, по-вашему, промышленный дизайн?
Дмитрий: Это история на стыке инженерного, творческого и в какой-то степени психологического образования. Нельзя сказать, что это чисто творческая специальность. Например, я еще в школе постоянно рисовал, рисовал и рисовал. Но все всегда убеждали меня в том, что у меня технический склад ума. В какой-то степени так и было, но рисовать, придумывать что-то мне тоже нравилось.
Нау: Как вы стали промышленным дизайнером?
Д: Отчасти это было неожиданно для меня самого. По первому образованию я инженер, и я стал сотрудничать с кафедрой промышленного дизайна, обеспечивая инженерную поддержку. Потом я начал понимать, что промышленный дизайн —
это интересно и серьезно, закончил магистратуру по этому направлению.
Нау: Вы считаете, существует технический склад ума? Или это дихотомия, которую нам навязывает общество?
Д: Думаю, в том виде, в котором рассказывают, этого не существует.
В той области, в которой ты будешь больше развиваться, там и проявятся способности. При этом есть некая предрасположенность, интересы. Я бы не отделял технические вещи от творчества, потому что и там и там есть процессы некоего придумывания, изобретения. И наибольших успехов в технических отраслях, на мой взгляд, добиваются люди с развитой фантазией.
Нау: Что изучают студенты направления «Промышленный дизайн»?
Д: Есть определенная теоретическая база: цветоведение, композиция, психология зрительного восприятия. Подготовительные вещи, связанные с гуманитарными отраслями: история искусств, история дизайна.
Есть блок технических знаний: физика и начертательная физика, инженерная графика, компьютерные дисциплины. Неважно, насколько абитуриенты хорошо рисуют, — этому мы можем научить.
Когда к нам приходят ребята, они удивляются, что мы предлагаем заниматься аппликацией. На самом деле это не аппликация, а композиция: прежде чем перейти на более сложные материалы, нужно научиться делать объемные композиции из простой бумаги.
Нау: Что нужно сдавать, чтобы поступить на кафедру?
Д: Думаю, в том виде, в котором рассказывают, этого не существует. В той области, в которой ты будешь больше развиваться, там и проявятся способности. При этом есть некая предрасположенность, интересы. Я бы не отделял технические вещи от творчества, потому что и там и там есть процессы некоего придумывания, изобретения. И наибольших успехов в технических отраслях, на мой взгляд, добиваются люди с развитой фантазией.
Нау: Что изучают студенты направления «Промышленный дизайн»?
Д: Есть определенная теоретическая база: цветоведение, композиция, психология зрительного восприятия. Подготовительные вещи, связанные с гуманитарными отраслями: история искусств, история дизайна. Есть блок технических знаний: физика и начертательная физика, инженерная графика, компьютерные дисциплины. Неважно, насколько абитуриенты хорошо рисуют, — этому мы можем научить. Когда к нам приходят ребята, они удивляются, что мы предлагаем заниматься аппликацией. На самом деле это не аппликация, а композиция: прежде чем перейти на более сложные материалы, нужно научиться делать объемные композиции из простой бумаги.
Нау: Что нужно сдавать, чтобы поступить на кафедру?
Д: ЕГЭ — обществознание и русский, математика профильная. Это то, что в целом нужно для поступления в вуз. У нас еще есть творческий конкурс: мы даем задание и оцениваем рисунок. Для поступления в большинство вузов требуется академический рисунок, а у нас это рисунок в любой форме. Дается любой биообъект, бывали птица, поросенок. Задача абитуриентов — на основе этого придумать какой-то промышленный объект. Оценивается качество рисунка, креативность идеи, композиция и текстовое описание объекта.
Нау: Каких авторов почитать, чтобы узнать больше о промышленном дизайне? За кем стоит следить?
Д: Тим Браун, президент дизайн-компании IDEO. У него есть книги, он рассказывает о том, как работает дизайнерское мышление в бизнесе. Дональд Норман пишет о роли эмоций в дизайне. Еще я бы очень посоветовал фильм «Овеществление» (Objectified, 2009) о промышленном дизайне. Если говорить о людях, за которыми стоит следить, то, например, Луиджи Колани, немецкий дизайнер. Это человек, который всю свою жизнь шел по пути биодизайна. Он считал, что все формообразования должны браться из природы. Карим Рашид, эмоциональный дизайнер. Его работы — это буйство красок, эмоций, странные формы, необычное сочетание цветов. Противоположные примеры — это Филипп Старк, Дитер Рамс и Джонатан Айв. Они придерживаются минималистичного стиля и считают, что главное — это максимальное удобство использования, максимальный пользовательский опыт.