Реальный мир промышленного дизайна
Безопасность — это широкая тема, и мы постарались осветить разные ее аспекты. Например, рассказать о тех, кто делает безопасной повседневную жизнь, создавая предметы, которыми удобно пользоваться. Куда пойти учиться, чтобы заниматься этим? Какие экзамены нужно сдавать и по каким принципам создаются вещи, которыми мы пользуемся? Это история о промышленном дизайне и о тех, кто придумывает, как будет выглядеть мир, окружающий нас. Корреспонденты журнала «Нау» поговорили с преподавателями кафедры промышленного дизайна МГТУ им. Баумана Александрой Алымовой и Дмитрием Сафиным. Мы задали им разные вопросы, руководствуясь тем, что многогранную профессию промышленного дизайнера необходимо исследовать
с различных сторон.
  • Александра Алымова
    преподавателями кафедры
    промышленного дизайна
    МГТУ им. Баумана
  • Дмитрий Сафин
    преподавателями кафедры
    промышленного дизайна
    МГТУ им. Баумана
Выдержки из книги В. Папанека
«Дизайн для реального мира»
  • В эпоху массового производства,
    когда все должно быть спланировано
    и спроектировано, дизайн стал самым действенным средством, используя который человек создает новые инструменты, изменяет окружающую среду и, как следствие, изменяет общество и самого себя. Это налагает на дизайнера серьезную общественную и моральную ответственность. Кроме того, требует от дизайнера большего понимания проблем потребителей, а от них, в свою очередь, большего участия в процессе проектирования. Но до сих пор нет ни одной книги, в которой бы говорилось
    об ответственности дизайнера перед обществом, и ни одной книги о дизайне для широкого читателя.
    "
  • Самое лучшее, что могут сделать архитекторы, промышленные дизайнеры, проектировщики для нашей среды обитания, которая обезображена визуально, физически и химически, —
    это перестать работать вообще. Ведь дизайнеры, по крайней мере частично,
    но тоже ответственны за эти безобразия. Однако в этой книге я придерживаюсь более оптимистической точки зрения: мне кажется, дело не в том, чтобы перестать вообще работать, а в том, чтобы работать
    во благо. Я имею в виду работу
    с положительным результатом. Дизайн может и должен стать тем средством, используя которое молодые люди смогут участвовать в изменении общества.
    "
  • Все люди — дизайнеры. Все, что мы делаем, практически всегда дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна. Любая попытка выделить дизайн в нечто обособленное, превратить его в "вещь в себе" работает против дизайна как первичной базовой матрицы жизни. Сочинение эпической поэмы, выполнение стенной росписи, создание шедевра, сочинение концерта — все это дизайн.
    Но когда наводят порядок в ящике письменного стола, удаляют больной зуб, пекут яблочный пирог, обустраивают площадку для игры в бейсбол или воспитывают ребенка — это тоже дизайн. Дизайн — это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.
    "
  • Основная задача дизайна — трансформировать среду обитания человека, его орудия и опосредованно самого человека. Человек всегда изменял самого себя и свою среду обитания, но
    в последнее время наука, технология
    и массовое производство настолько радикально продвинулись вперед, что перемены стали быстрее и глубже; часто они уже непредсказуемы. Теперь мы способны определить и выделить проблемы, наметить достижимые цели
    и последовательно их добиваться.
    "
ДМИТРИЙ

Нау: Что такое, по-вашему, промышленный дизайн?

Дмитрий: Это история на стыке инженерного, творческого и в какой-то степени психологического образования. Нельзя сказать, что это чисто творческая специальность. Например, я еще в школе постоянно рисовал, рисовал и рисовал. Но все всегда убеждали меня в том, что у меня технический склад ума. В какой-то степени так и было, но рисовать, придумывать что-то мне тоже нравилось.

Нау: Как вы стали промышленным дизайнером?

Д: Отчасти это было неожиданно для меня самого. По первому образованию я инженер, и я стал сотрудничать с кафедрой промышленного дизайна, обеспечивая инженерную поддержку. Потом я начал понимать, что промышленный дизайн —
это интересно и серьезно, закончил магистратуру по этому направлению.

Нау: Вы считаете, существует технический склад ума? Или это дихотомия, которую нам навязывает общество?

Д: Думаю, в том виде, в котором рассказывают, этого не существует.
В той области, в которой ты будешь больше развиваться, там и проявятся способности. При этом есть некая предрасположенность, интересы. Я бы не отделял технические вещи от творчества, потому что и там и там есть процессы некоего придумывания, изобретения. И наибольших успехов в технических отраслях, на мой взгляд, добиваются люди с развитой фантазией.

Нау: Что изучают студенты направления «Промышленный дизайн»?

Д: Есть определенная теоретическая база: цветоведение, композиция, психология зрительного восприятия. Подготовительные вещи, связанные с гуманитарными отраслями: история искусств, история дизайна.


Есть блок технических знаний: физика и начертательная физика, инженерная графика, компьютерные дисциплины. Неважно, насколько абитуриенты хорошо рисуют, — этому мы можем научить.
Когда к нам приходят ребята, они удивляются, что мы предлагаем заниматься аппликацией. На самом деле это не аппликация, а композиция: прежде чем перейти на более сложные материалы, нужно научиться делать объемные композиции из простой бумаги.

Нау: Что нужно сдавать, чтобы поступить на кафедру?

Д: Думаю, в том виде, в котором рассказывают, этого не существует. В той области, в которой ты будешь больше развиваться, там и проявятся способности. При этом есть некая предрасположенность, интересы. Я бы не отделял технические вещи от творчества, потому что и там и там есть процессы некоего придумывания, изобретения. И наибольших успехов в технических отраслях, на мой взгляд, добиваются люди с развитой фантазией.

Нау: Что изучают студенты направления «Промышленный дизайн»?

Д: Есть определенная теоретическая база: цветоведение, композиция, психология зрительного восприятия. Подготовительные вещи, связанные с гуманитарными отраслями: история искусств, история дизайна. Есть блок технических знаний: физика и начертательная физика, инженерная графика, компьютерные дисциплины. Неважно, насколько абитуриенты хорошо рисуют, — этому мы можем научить. Когда к нам приходят ребята, они удивляются, что мы предлагаем заниматься аппликацией. На самом деле это не аппликация, а композиция: прежде чем перейти на более сложные материалы, нужно научиться делать объемные композиции из простой бумаги.

Нау: Что нужно сдавать, чтобы поступить на кафедру?


Д: ЕГЭ — обществознание и русский, математика профильная. Это то, что в целом нужно для поступления в вуз. У нас еще есть творческий конкурс: мы даем задание и оцениваем рисунок. Для поступления в большинство вузов требуется академический рисунок, а у нас это рисунок в любой форме. Дается любой биообъект, бывали птица, поросенок. Задача абитуриентов — на основе этого придумать какой-то промышленный объект. Оценивается качество рисунка, креативность идеи, композиция и текстовое описание объекта.

Нау: Каких авторов почитать, чтобы узнать больше о промышленном дизайне? За кем стоит следить?

Д: Тим Браун, президент дизайн-компании IDEO. У него есть книги, он рассказывает о том, как работает дизайнерское мышление в бизнесе. Дональд Норман пишет о роли эмоций в дизайне. Еще я бы очень посоветовал фильм «Овеществление» (Objectified, 2009) о промышленном дизайне. Если говорить о людях, за которыми стоит следить, то, например, Луиджи Колани, немецкий дизайнер. Это человек, который всю свою жизнь шел по пути биодизайна. Он считал, что все формообразования должны браться из природы. Карим Рашид, эмоциональный дизайнер. Его работы — это буйство красок, эмоций, странные формы, необычное сочетание цветов. Противоположные примеры — это Филипп Старк, Дитер Рамс и Джонатан Айв. Они придерживаются минималистичного стиля и считают, что главное — это максимальное удобство использования, максимальный пользовательский опыт.
Промышленный дизайн — это
создание привлекательного и удобного облика предметов. Промышленный (индустриальный) дизайн начал развиваться в Скандинавских странах и в Голландии после второй мировой войны. Промышленный дизайн это и разработка внешнего вида автомобилей, телефонов, столов и стульев, чайников и стиральных машин.
АЛЕКСАНДРА

Нау: Что должен уметь промышленный дизайнер, какие у него основные навыки?

Александра: Промышленный дизайнер концентрируется на проблемах пользователя и так называемого потребительского качества продукта. Под проблемой имеется в виду, что, когда человек сидит, например, за столом, ему должно быть удобно. Проблема может быть эмоциональная и физиологическая. Нужно учитывать, что продукт должен быть безопасен и пригоден для жизни. Промышленный дизайн — это междисциплинарный предмет и, погружаясь в новый проект, дизайнер должен изучить эту тему. Например, при разработке медицинского оборудования необходимо понимать, как будет использоваться это оборудование. Дизайнер работает вместе с маркетологами, инженерами, конструкторами, архитекторами и консультантами.

Нау: Есть ли какие-то характерные особенности у промышленного дизайна разных стран?

А: В истории промышленного дизайна XX века можно выделить такие модели: советская, американская, французская, скандинавская, итальянская, английская, японская. Все эти модели уникальны и сложились в процессе развития страны.


Но на определенных этапах национальные модели перемешивались. В плане характерных особенностей лучше говорить о временных отрезках. Например, в 60-е годы XX века, когда началась космическая эра, внешний облик предметов изменился, они стали более обтекаемыми, похожими на те, что используются в космических полетах.

Нау: В чем особенность советского промышленного дизайна?

А: Уникальность нашего дизайна заключалась в том, что он был доступен всем. В первую очередь вещи должны были быть прочными, долговечными, удобными. Их красота отходила на второй план. У нас не было такого понятия, как дизайн, у нас было художественное проектирование, разработкой вещей занимались именно с учетом потребностей пользователей.

Нау: Как изменилось отношение к промышленному дизайну сегодня?

А: Сейчас много мероприятий проводится, посвященных дизайну. Много направлений открывается, много выпускников. Появились программы дополнительного профессионального образования. Сейчас наблюдается нормальная, стабильная ситуация по внедрению промышленного дизайна. Мне нравится то, что происходит.


Нау:
Что самое интересное в профессии промышленного дизайнера?

А: Я всегда боялась, что буду работать на одной и той же работе в одной сфере пять дней в неделю — и так до пенсии. Я получала первое высшее образование, когда попала на кафедру промышленного дизайна и решила попробовать себя в этой профессии. Начала вскоре работать, выпустила первый свой проект. Он, кстати, до сих пор продается. И получилось так, что работа дизайнера оказалась работой мечты: иногда работать приходится много, но каждый раз — новый проект, даже в рамках одной области. Например, в рамках медицины проекты разные, процессы разные, подходы. Все меняется, и это очень интересно. За 13 лет в профессии я познакомилась с огромным числом людей из разных сфер, сама погружалась в разные сферы, работала с разными брендами. Сейчас, когда у меня уже есть опыт, я могу не бояться, что работы не будет: у меня всегда много проектов, перспектив, я могу выбирать, в какой сфере развиваться.