Экономика креативных индустрий
Экономика креативных индустрий
Весной-летом 2022 года Московский городской педагогический университет провел исследование потребностей работодателей сферы креативных индустрий Москвы в компетенциях молодых специалистов. В материале, подготовленном совместно с сотрудниками университета, мы публикуем результаты этого исследования. Чтобы разобраться в вопросе, мы попросили рассказать об экономике креативных индустрий Лиану Мурмановну Табатадзе, кандидата педагогических наук и директора техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина.
Весной-летом 2022 года Московский городской педагогический университет провел исследование потребностей работодателей сферы креативных индустрий Москвы в компетенциях молодых специалистов. В материале, подготовленном совместно с сотрудниками университета, мы публикуем результаты этого исследования. Чтобы разобраться в вопросе, мы попросили рассказать об экономике креативных индустрий Лиану Мурмановну Табатадзе, кандидата педагогических наук и директора техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина.
Экономические предпосылки креативности
Экономические предпосылки креативности
Современную экономику определяют как экономику знаний, инновационную или креативную экономику. Предпосылками для ее появления послужил ряд фундаментальных факторов: рост достижений в области научно-технического прогресса, увеличение спектра возможностей для творческого развития населения, конвергенция инноваций из разных отраслей и появление сетевых («сквозных») инноваций. Эти факторы обусловили появление новых продуктов, создание которых возможно при объединении интеллектуальной и творческой деятельности.
В рамках креативной экономики устойчивое развитие обеспечивается интеллектуальным и творческим потенциалом общества, создающего нематериальные ценности.

В условиях креативной экономики наиболее ценным экономическим ресурсом становится интеллектуальная собственность, которая строится на генерации новых знаний и оказывает влияние на развитие креативных отраслей, реагирующих на повышение спроса со стороны населения и бизнеса.
Креативная экономика активно развивается. Она менее привязана к материальным ресурсам, поэтому динамична в части генерирования доходов, создания рабочих мест и развития экспорта. Наиболее значительная роль в креативной экономике принадлежит секторам, которые синтезируют сферы культуры, бизнеса и технологий. Именно их относят к креативным индустриям.
Политика культурных индустрий позволила широко коммерциализировать культуру через привлечение в этот сектор частного капитала.
Политика культурных индустрий позволила широко коммерциализировать культуру через привлечение в этот сектор частного капитала.
Особенности креативных индустрий
Особенности креативных индустрий
С момента возникновения до настоящего времени существует смешение понятий «культурные индустрии» и «креативные индустрии». Различия в них лежат как в плоскости генезиса, так и в плоскости теоретических предпосылок. Исторически концепция культурных индустрий предшествовала концепции креативных индустрий. После Второй мировой войны классические виды искусства стали субсидироваться правительствами. Это делалось для того, чтобы вовлечь в культурную жизнь отчужденные слои населения.
В связи с неравенством доступа отдельных стран к культурным ресурсам и инвестициям, сложившимся ввиду международной экспансии корпораций сферы индустрии развлечений, политика культурных индустрий широко распространялась во Франции и Великобритании, а в начале 1980-х была применена на мировом уровне глобальной инициативой ЮНЕСКО (1982). Политика культурных индустрий позволила широко коммерциализировать культуру через привлечение в этот сектор частного капитала.
Креативные индустрии — область деятельности, которая берет начало в индивидуальной креативности и таланте и обладает потенциалом роста рабочих мест, связанного с созданием и эксплуатацией интеллектуальной собственности. Креативность определяют как способность личности создавать новое или генерировать оригинальные идеи для решения проблем благодаря творческой и интеллектуальной деятельности.
Существует несколько подходов к классификации креативных индустрий. Самая популярная из этих моделей включает в себя следующие отрасли:
Существует несколько подходов к классификации креативных индустрий. Самая популярная из этих моделей включает в себя следующие отрасли:
1
исполнительские искусства
2
ремесла
3
архитектура
4
дизайн в разных сферах
(мебели, одежды, графический)
5
визуальное искусство
и антиквариат
(изобразительное)
6
музыка
7
кино и видео
8
реклама
9
писательское и издательское дело
10
телевидение, радио и интернет
11
развлекательное программное обеспечение
(компьютерные игры)
12
музеи и культурное наследие
Кадровые ресурсы
Кадровые ресурсы
В настоящее время единое определение креативной рабочей силы отсутствует как в теории, так и в практике педагогической науки. Современные дискуссии относительно креативной рабочей силы сводятся к двум позициям. Часть исследователей утверждает, что креативные индустрии характеризуются нестабильной занятостью. Сторонники другой позиции высказывают мнение, что именно креативная работа и креативные работники являются движущей силой в инновационной экономике и драйверами экономического роста. Такая разница во взглядах и подходах обусловлена в том числе тем фактором, что границы определения креативного рынка труда достаточно размыты.

Креативная рабочая сила присутствует во всех секторах экономики, а не только в культурном или креативном секторе, а карьерная траектория креативной рабочей силы сложная и разнообразная.
Для оценки объема рынка труда в сфере креативных индустрий используется модель «Креативного трезубца».

Согласно ей объем рынка труда креативных индустрий включает в себя рабочие места для:

// специалистов непосредственно в рамках самих креативных индустрий;
// специалистов креативных профессий, занятых в других отраслях;
// специалистов «не креативных» профессий, занятых в креативных индустриях, которые обеспечивают осуществление сопутствующих функций (управление, бухгалтерский учет, техническая поддержка и т. д.).
Методология «Креативного трезубца» также позволила выявить две группы креативной деятельности: производство культурных продуктов для конечных потребителей (business-to-customer) и предоставление креативных услуг (business-to-business), таких как дизайн, архитектура, программное обеспечение и цифровой контент, реклама и маркетинг.

В связи с разнородностью рынка труда в сфере креативных индустрий существует определенная сложность в унификации требований к квалификации соответствующих специалистов.
Креативная рабочая сила присутствует во всех секторах экономики, а не только в культурном или креативном секторе.
Креативная рабочая сила присутствует во всех секторах экономики, а не только в культурном или креативном секторе.
Рынок труда в сфере креативных индустрий в Москве
Рынок труда в сфере креативных индустрий в Москве
Московский городской педагогический университет весной-летом 2022 года изучил потребности работодателей сферы креативных индустрий Москвы в компетенциях молодых специалистов. В исследовании приняли участие 75 человек, представляющих практически все сферы креативных индустрий.

Методология исследования включала в себя анкетирование, фокус-группы и глубинные интервью. В результате исследования были выявлены компетенции-лидеры и компетенции-аутсайдеры.

Именно работодатели сферы креативных индустрий особо отмечают необходимость совместимости с командой как один из главных факторов успешной и долгосрочной работы.
Исследование позволило выявить актуальность других компетенций: это предпринимательские компетенции, критическое мышление и функциональная грамотность.

Предпринимательские компетенции выражаются не только в способности коммерциализировать результаты деятельности, но и в умении быстро адаптироваться и отвечать на внешний запрос, а также в способности разбивать поставленную задачу на цепочку практических шагов.

Результаты исследования показали, что существует определенный разрыв между тем, что нужно работодателям, и тем, на чем сфокусирована система высшего образования.
При этом работодатели отмечают также и другие, внекомпетентностные, характеристики молодых специалистов, которые позитивно влияют на их работу:
// гибкий ум, открытость новому;
// мотивацию в творческой составляющей;
// уважение чужого пространства и мнения;
// умение быстро вникать во все и адаптироваться, менять вектор;
// ситуативность, оперативность в работе с данными, синергийность;
// умение общаться быстро и много на различных платформах;
// вовлеченность, готовность работать на результат.

Несмотря на то что в настоящее время система государственного профессионального образования отстает от темпов развития креативных практик, существует большой потенциал к совершенствованию образовательной среды для подготовки креативных кадров.
Топ-3 компетенции в креативных индустриях:
Топ-3 компетенции в креативных индустриях:
1
Коммуникативные компетенции
Наиболее важные индикаторы коммуникативных компетенций:

// навык вести совещания так, чтобы в результате всем были понятны текущие задачи, сроки и исполнители;

// способность понимать и принимать конструктивную критику;

// умение договариваться в сложных, неоднозначных ситуациях.
2
Креативные компетенции
Наиболее важные индикаторы креативных компетенций:

// способность продуцировать оригинальные идеи, непохожие на те, что уже есть на рынке;

// умение быстро перестраивать деятельность, если условия изменились.
3
Взаимодействие в команде
Наиболее важные индикаторы компетенций взаимодействия в команде:

// умение координировать свои действия с действиями других членов команды;

// способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи;

// навык разделять цели команды.
Исследование актуальных креативных компетенций
В задачи образовательных организаций входит необходимость не просто обучить, а выпустить высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Что ждут работодатели от выпускников, получающие креативные специальности? Какие навыки и качества считаются необходимыми, а какие могут быть факультативными?

Ниже приведены результаты исследования представлений работодателей о необходимых компетенциях, проведенного Лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ.
Исследование кадровых потребностей
креативной экономики
Исследование проводилось по результатам анализа 23 научных источников (включая 17 публикаций из международных баз Scopus и WOS) и 25 публикаций в СМИ (13 отечественных и 12 зарубежных)
Особенности креативной экономики
// Креативизация рынка труда;
// Изменчивость рынка труда;
// Парадоксальный характер производства;
// Цифровизация.
Ключевые
тезисы интервью:

решения
Важен момент оценки совместимости с командой.

Поиски нишевых образовательно-кадровых форматов — здесь возможны коллаборации.

Организация краткосрочной практики перед началом работы для приобретения необходимых навыков.
Упор на развитие как жестких, так и гибких навыков.

Создание особой системы обучения, переосмысляющей успешный европейский опыт.
Дизайн исследования
(анкетирование)
Цель проведения исследования:

Определение особенностей кадрового запроса и потребности во взаимодействии с вузами работодателей, представителей креативных индустрий г. Москвы.

Исследовательские вопросы:

// Какие компетенции, с точки зрения работодателей, необходимы для развития креативных индустрий?
// Какие из необходимых компетенций являются в настоящий момент проблемными (какие из кадровых потребностей работодателей не удовлетворены)?

// Каковы особенности запроса работодателей по отношению к системе высшего и дополнительного профессионального образования?

// Каковы потребности работодателей в отлаживании механизмов взаимодействия с организациями высшего образования?
Описание выборки
(этап опроса)
Общее число участников
75 чел
Возраст участников
от 22 до 65 лет
Опрос
59 чел.
Женщины
61%
Мужчины
39%
Руководители организаций
44,2%
Руководители среднего звена
11,5%
Специалисты
44,2%
Занимаются приемом на работу
36,5%
Основатели компаний в КИ
30,8%
1-е место
2-е место
3-е место
4-е место
5-е место
6-е место
Какие профессиональные компетенции необходимы через 3–5 лет?
(согласно специфике отрасли,
с вашей точки зрения)
Черты молодых специалистов в возрасте до 25 лет («зуммеров»), позитивно влияющие на работу
1
гибкий ум, открытость новому
2
умение быстро находить нужную информацию, определять тренды, выделять актуальное
3
открытость, мотивированность в творческой составляющей, желание учиться новым навыкам
4
упертость, конкретность, доброжелательность; терпимость
5
уважение чужого пространства и мнения
6
спокойствие и отстраненность
7
креативность, незашоренность, коммуникабельность
8
быстрая адаптация, погруженность в тренды
9
навык быстро вникать во все и адаптироваться, менять вектор
10
ситуативность, оперативность в работе с данными, синергийность
11
желание работать и совершенствоваться, самостоятельный поиск решений
12
легкие на подъем, материальная мотивация является не основополагающей, ориентация на успешность
13
рискованность, амбициозность, умение общаться быстро и много на различных платформах;
14
вовлеченность, готовность работать на результат, веселье
«Они часто работают "свежей головой", подмечая то, что старшие не замечают, к чему привыкли. Молодые задают вопрос: а почему это именно так устроено? Порой этот вопрос заставляет переосмыслять целые производственные цепочки. Привнесение в коммуникацию свежего языка».
Авторский коллектив проекта
  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна

    Кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых
  • Криштофик Ирина Сергеевна

    Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатория оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Головина Анна Владимировна

    Специалист лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Жабина Наталья Геннадьевна

    Эксперт лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Гринько Иван Александрович

    Доктор исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Щербакова Татьяна Владимировна

    Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Гурин Григорий Геннадьевич

    Эксперт лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования
  • Мкртчян Вардигул Аргамовна

    Младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых