История женского образования
История женского образования
К празднику 8 Марта рассказываем об основных вехах истории женского образования в России и Москве и показываем типажи выпускниц образовательных учреждений XVIII и XIX веков.
К празднику 8 Марта рассказываем об основных вехах истории женского образования в России и Москве и показываем типажи выпускниц образовательных учреждений XVIII и XIX веков.
Фото «Мариинское женское училище» из архивов Музея профессионального образования Москвы
Начало истории женского образования
Начало истории женского образования
История систематического женского школьного образования в России началась в 1764 году, когда указом императрицы Екатерины II было учреждено Воспитательное общество благородных девиц, впоследствии известное как Смольный институт. Там обучалось 200 воспитанниц из дворянских семей. Но при том же воспитательном обществе уже год спустя появилось училище для 240 малолетних девушек мещанского звания. С 1797 года, после смерти Екатерины II, Смольный и другие учебные заведения перешли в Ведомство учреждений императрицы Марии, названному по имени Марии Федоровны, супруги Павла I. Отделение для мещанских девиц было открыто для всех сословий, кроме крестьян.
История систематического женского школьного образования в России началась в 1764 году, когда указом императрицы Екатерины II было учреждено Воспитательное общество благородных девиц, впоследствии известное как Смольный институт. Там обучалось 200 воспитанниц из дворянских семей. Но при том же воспитательном обществе уже год спустя появилось училище для 240 малолетних девушек мещанского звания. С 1797 года, после смерти Екатерины II, Смольный и другие учебные заведения перешли в Ведомство учреждений императрицы Марии, названному по имени Марии Федоровны, супруги Павла I. Отделение для мещанских девиц было открыто для всех сословий, кроме крестьян.
На обучение принимали дочерей солдат и гвардейских унтер-офицеров, мещан, купцов и придворных служителей.
На обучение принимали дочерей солдат и гвардейских унтер-офицеров, мещан, купцов и придворных служителей.
Образование для девиц мещанских сословий не предполагало серьезного погружения в науку — девочки воспитывались так, чтобы стать примерными женами, матерями и домохозяйками. Выпускницы могли рассчитывать на должность гувернантки, поэтому им преподавались иностранные языки — французский и немецкий.

Делами воспитательного дома занимался Опекунский совет, созданный в 1763 году. В Москве для Опекунского совета было построено собственное здание по адресу: Солянка, 14а. Там он располагался вплоть до 1917 года. Сейчас в этом здании находится Российская академия медицинских наук. В ведомстве Опекунского совета находились и другие образовательные учреждения. Например, женские мариинские гимназии.
Образование для девиц мещанских сословий не предполагало серьезного погружения в науку — девочки воспитывались так, чтобы стать примерными женами, матерями и домохозяйками. Выпускницы могли рассчитывать на должность гувернантки, поэтому им преподавались иностранные языки — французский и немецкий.

Делами воспитательного дома занимался Опекунский совет, созданный в 1763 году. В Москве для Опекунского совета было построено собственное здание по адресу: Солянка, 14а. Там он располагался вплоть до 1917 года. Сейчас в этом здании находится Российская академия медицинских наук. В ведомстве Опекунского совета находились и другие образовательные учреждения. Например, женские мариинские гимназии.
Выпускница: гувернантка (изображение сгенерировано российской нейросетью Kandinsky 3.0)
Мариинская женская гимназия
Мариинская женская гимназия
Общее название женских средних общеобразовательных учреждений Российской империи, открытых в 1858 году, — мариинские гимназии. Это название они получили по имени императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Именно она стала покровительницей нового училища, в честь чего его велено было назвать Мариинским женским училищем.
Общее название женских средних общеобразовательных учреждений Российской империи, открытых в 1858 году, — мариинские гимназии. Это название они получили по имени императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Именно она стала покровительницей нового училища, в честь чего его велено было назвать Мариинским женским училищем.
На обучение принимали дочерей солдат и гвардейских унтер-офицеров, мещан, купцов и придворных служителей.
На обучение принимали дочерей солдат и гвардейских унтер-офицеров, мещан, купцов и придворных служителей.
В число обязательных дисциплин входили закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие. Необязательными (и требующими дополнительной платы, хотя образование и без того было платным) были французский и немецкий языки, музыка и танец.
В число обязательных дисциплин входили закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие. Необязательными (и требующими дополнительной платы, хотя образование и без того было платным) были французский и немецкий языки, музыка и танец.
Фото «Мариинское женское училище» из архивов Музея профессионального образования Москвы
Тем не менее, несмотря на платное (и довольно ограниченное) образование, женские гимназии, появившиеся по всей стране, оказали большое влияние на положение женщин. Образование становилось более доступными массовым: женские гимназии были открыты всем сословиям и «доставляли девицам все выгоды общественного образования, не отрывая их от семейного влияния».

Число гимназий и их воспитанниц неуклонно росло: к 1894 году в Российской империи было 30 мариинскихгимназий, в которых обучались 9945 девушек, а к 1913 году их было уже 35 и они были способны вместить 16 тысяч учениц.
Тем не менее, несмотря на платное (и довольно ограниченное) образование, женские гимназии, появившиеся по всей стране, оказали большое влияние на положение женщин. Образование становилось более доступными массовым: женские гимназии были открыты всем сословиям и «доставляли девицам все выгоды общественного образования, не отрывая их от семейного влияния».

Число гимназий и их воспитанниц неуклонно росло: к 1894 году в Российской империи было 30 мариинскихгимназий, в которых обучались 9945 девушек, а к 1913 году их было уже 35 и они были способны вместить 16 тысяч учениц.
«Женское образование», 1881, февраль, выпуск 2
Выпускница: учительница (изображение сгенерировано российской нейросетью Kandinsky 3.0)
Профессиональное образование для женщин
Профессиональное образование для женщин
Женщины могли быть не только учительницами — существовали и другие профессии, хоть и в довольно ограниченном количестве. Образование для женщин — это важнейшая часть человеческих прав. Имея профессию, женщина могла зарабатывать себе на жизнь, сама решала свою судьбу и не зависела ни от родительской семьи, ни от мужа. К тому же ко второй половине XIX века Россия вступила на путь индустриализации. В городах появлялось все больше рабочих мест, развивались промышленность, медицина, образование. Экономика росла гораздо быстрее, чем прежде, и города требовали все больше квалифицированных специалистов. Или специалисток. Так, для сравнения, в 1861 году в Российской империи существовало всего шесть профессиональных школ с интернатами для малолетних воспитанниц, а к 1890-му их число уже превысило 200.

Тем не менее к концу XIX века самым распространенным и доступным для женщин было профессиональное образование, связанное с пошивом одежды.
Женщины могли быть не только учительницами — существовали и другие профессии, хоть и в довольно ограниченном количестве. Образование для женщин — это важнейшая часть человеческих прав. Имея профессию, женщина могла зарабатывать себе на жизнь, сама решала свою судьбу и не зависела ни от родительской семьи, ни от мужа. К тому же ко второй половине XIX века Россия вступила на путь индустриализации. В городах появлялось все больше рабочих мест, развивались промышленность, медицина, образование. Экономика росла гораздо быстрее, чем прежде, и города требовали все больше квалифицированных специалистов. Или специалисток. Так, для сравнения, в 1861 году в Российской империи существовало всего шесть профессиональных школ с интернатами для малолетних воспитанниц, а к 1890-му их число уже превысило 200.

Тем не менее к концу XIX века самым распространенным и доступным для женщин было профессиональное образование, связанное с пошивом одежды.
Девушки получали специальность белошвейки, вышивальщицы, модистки, портнихи, шляпницы.
Девушки получали специальность белошвейки, вышивальщицы, модистки, портнихи, шляпницы.
Были и другие направления: девушки могли стать учительницами начальной школы, фельдшерицами, акушерками или медицинскими сестрами, их обучали бухгалтерии и счетоводству. В некоторых учебных заведениях можно было получить сельскохозяйственную профессию. Профессиональная подготовка занимала большую часть учебных часов: в программе им отводилось до 80%.
Были и другие направления: девушки могли стать учительницами начальной школы, фельдшерицами, акушерками или медицинскими сестрами, их обучали бухгалтерии и счетоводству. В некоторых учебных заведениях можно было получить сельскохозяйственную профессию. Профессиональная подготовка занимала большую часть учебных часов: в программе им отводилось до 80 %.
Выпускница: белошвейка (изображение сгенерировано российской нейросетью Kandinsky 3.0)
Лубянские женские курсы в Москве
Лубянские женские курсы в Москве
Мы уже говорили, что образование, которое могли получить женщины, соответствовало реалиям XIX века, ограничивало их и в знаниях, и в профессиональных возможностях. Ситуацию несколько изменило появление «публичных курсов для женщин по программе мужских классических гимназий». В Москве они открылись в 1869 году и первый год размещались в здании 2-й мужской гимназии на Елоховской (ныне Спартаковской) улице, а затем переехали в здание на Лубянке, получив название «Лубянские женские курсы». Фактически это было университетское образование, которое давало возможность женщинам заниматься наукой. Слушательницами курсов были дочери небогатых горожан — обедневших дворян, чиновников и духовенства.
Мы уже говорили, что образование, которое могли получить женщины, соответствовало реалиям XIX века, ограничивало их и в знаниях, и в профессиональных возможностях. Ситуацию несколько изменило появление «публичных курсов для женщин по программе мужских классических гимназий». В Москве они открылись в 1869 году и первый год размещались в здании 2-й мужской гимназии на Елоховской (ныне Спартаковской) улице, а затем переехали в здание на Лубянке, получив название «Лубянские женские курсы». Фактически это было университетское образование, которое давало возможность женщинам заниматься наукой. Слушательницами курсов были дочери небогатых горожан — обедневших дворян, чиновников и духовенства.
Девушек обучали университетские преподаватели, например известнейший историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский.
Девушек обучали университетские преподаватели, например известнейший историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский.
История курсов закончилась в 1886 году: многие курсистки, как и студенты университетов, были революционно настроены. Из-за их участия в революционном движении администрация приняла решение прекратить прием на все существующие женские курсы, в том числе и на Лубянские.
История курсов закончилась в 1886 году: многие курсистки, как и студенты университетов, были революционно настроены. Из-за их участия в революционном движении администрация приняла решение прекратить прием на все существующие женские курсы, в том числе и на Лубянские.
Выпускница: ученый (изображение сгенерировано российской нейросетью Kandinsky 3.0)
Революция в образовании
Революция в образовании
В начале XX века и вплоть до 1918 года образование в России, кроме школ, было платным. При этом женщины могли учиться в университетах только в статусе вольнослушателей, то есть не получали дипломов.

Реформы женского образования, начавшиеся в 1918 году, тесно связаны с именем Надежды Константиновны Крупской. В новом государстве она стала заместителем председателя наркома просвещения (наркомом был Луначарский).
В начале XX века и вплоть до 1918 года образование в России, кроме школ, было платным. При этом женщины могли учиться в университетах только в статусе вольнослушателей, то есть не получали дипломов.

Реформы женского образования, начавшиеся в 1918 году, тесно связаны с именем Надежды Константиновны Крупской. В новом государстве она стала заместителем председателя наркома просвещения (наркомом был Луначарский).
Крупская понимала важность образования и смело реализовала свои идеи — самые передовые на тот момент.
Крупская понимала важность образования и смело реализовала свои идеи — самые передовые на тот момент.
Крупская искала возможность полностью перевернуть привычную систему. И многое ей удалось. К 1917 году систематическое образование получали преимущественно горожане. А часть сельского населения на тот момент — 83%. В начале XX века Россия была аграрной страной, в которой большая часть населения работала на земле. И первым делом Крупская предложила кардинальное решение проблемы: отныне образование было доступно всем, включая крестьян и, конечно, женщин.
Крупская искала возможность полностью перевернуть привычную систему. И многое ей удалось. К 1917 году систематическое образование получали преимущественно горожане. А часть сельского населения на тот момент — 83%. В начале XX века Россия была аграрной страной, в которой большая часть населения работала на земле. И первым делом Крупская предложила кардинальное решение проблемы: отныне образование было доступно всем, включая крестьян и, конечно, женщин.
Школа изменилась: отныне она была тесно связана с жизнью, с прикладными знаниями и производительным трудом.
Школа изменилась: отныне она была тесно связана с жизнью, с прикладными знаниями и производительным трудом.
Новая образовательная система основывалась на идее, что учащимся нужны только те знания, которые принесут реальную пользу, и практика. Крупская понимала, что женщины получают меньшее образование, чем мужчины: они заняты работой по дому, детьми, связаны традиционным укладом жизни. Именно она инициировала создание яслей и детских садов, которые разгрузили женщин и позволили им учиться и работать наравне с мужчинами. В детских садах существовали даже ночные группы, ведь ночью работающая женщина должна отдыхать.

Далеко не все идеи первой трети XX века прошли испытание временем. Многое ушло, показав свою несостоятельность. Однако равноправие в образовании сохранилось: сегодня женщины могут учиться и работать наравне с мужчинами, не оглядываясь на условности.
Новая образовательная система основывалась на идее, что учащимся нужны только те знания, которые принесут реальную пользу, и практика. Крупская понимала, что женщины получают меньшее образование, чем мужчины: они заняты работой по дому, детьми, связаны традиционным укладом жизни. Именно она инициировала создание яслей и детских садов, которые разгрузили женщин и позволили им учиться и работать наравне с мужчинами. В детских садах существовали даже ночные группы, ведь ночью работающая женщина должна отдыхать.

Далеко не все идеи первой трети XX века прошли испытание временем. Многое ушло, показав свою несостоятельность. Однако равноправие в образовании сохранилось: сегодня женщины могут учиться и работать наравне с мужчинами, не оглядываясь на условности.
Надежда Константиновна Крупская
Материалы по теме:
Материалы по теме:
«Школа для „девиц всех состояний“»
«Мариинское училище»
«Надежда Крупская: идеолог советского образования и ее вклад в развитие страны»