Что меняло интернет: к 30-летию Рунета
Что меняло интернет: к 30-летию Рунета
В мае 2024 года на ВДНХ в павильоне «Умный город» открылась экспозиция, посвященная истории цифровизации Москвы. Приуроченная к 30-летию Рунета, эта выставка рассказывает, как развивалась цифровизация города и как она повлияла на жизнь горожан. А мы решили показать, как рос и менялся российский интернет и какие события сделали его крупнейшим образовательным ресурсом страны.
Открытые знания
Все начиналось с малого — в 1994 году был создан первый сайт в зоне RU — www.ru. В то время не то что интернета не было в каждом доме, персональные компьютеры были редкостью. А то, что у вас появился компьютер, совершенно не гарантировало возможности выйти в интернет. Да и выходить особенно некуда: сайтов было очень мало, а поисковиков не существовало вовсе.

Одним из первых крупных интернет-ресурсов стала Библиотека Максима Мошкова, которая появилась в ноябре 1994. В нее попадали книги, оцифрованные пользователями.
Так интернет стал частью извечной мечты ученых об открытых данных.
Книги библиотеки не были официальными копиями, их скачивали и читали все, кто хотел, и этот поток уже было невозможно остановить.

Образование становилось открытым: с этого момента стало понятно, что пользователям вовсе не обязательно иметь доступ к городской библиотеке, получать ученую степень, покупать и хранить у себя книги. Онлайн-библиотека требовала от пользователей только уметь читать и иметь возможность выйти в интернет.

Легендарная Библиотека Максима Мошкова работает и сейчас, а в 2020 году ее создатель получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с формулировкой «За заслуги в становлении и развитии российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
Скриншот «Библиотека Максима Мошкова»
Педагогическое сообщество
В 1995 году был создан первый сайт печатного СМИ — им стал сайт «Учительской газеты». В 2023 году газета прекратила свое существование, но сайт продолжает работать. Сама «Учительская газета» изначально задумывалась как очень современное, инновационное издание. Она была основана в 1924 году при участии Надежды Константиновны Крупской и должна была полностью перевернуть в молодом государстве устоявшееся представление об образовании. Большая часть населения тогда была безграмотной, и перед Крупской стояла задача титанического масштаба — в короткие сроки обучить грамоте всю страну. «Учительская газета» стала одним из методов формирования нового, грамотного общества. И в 1995-м, уже перейдя 70-летний рубеж и находясь в самом начале развития российского интернета, она стала первым СМИ, доступным онлайн.
Больше не нужно выписывать газету, ждать новых номеров, покупать их — достаточно просто выйти в интернет.
Специфика интернета такова, что он не только дает возможность ознакомиться с информацией, но и позволяет сформировать сообщество единомышленников. Показательно, что первым сообществом в интернете, появившимся вокруг печатного издания, стало именно педагогическое сообщество.
Скриншот «Сайт Учительской газеты»
Геймификация образования
Игры сопровождали компьютеры на протяжении всей истории существования. Хотя первые компьютеры были слишком дорогими и громоздкими, совершенно неприспособленными для того, чтобы на них можно было играть, ученые и энтузиасты постоянно пробовали создать что-то, связанное с развлечениями.

А в 1995 году, когда персональные компьютеры уже стали более или менее доступны, появилась инди-игра «Поле чудес», которую пользователи передавали друг другу на дискетах. Компьютерное «Поле чудес» придумал и создал сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Все было устроено очень просто: игрок вращал барабан и угадывал буквы зашифрованного слова. Были и призы — например, за хорошую игру можно было получить беруши. Правда, виртуальные. С официальным «Полем чудес» его компьютерная версия никак не связана.
Пользователи с удовольствием решают задачи, которые им предлагают машины, и готовы часами играть, тем самым повышая свой интеллектуальный уровень.
На волне популярности игры стало понятно, что ее можно использовать и в образовательных целях, для расширения словарного запаса игроков. Так в Рунете началась новая эпоха — образование через игру.
В поисках своих
И вот, интернет есть. Есть игры, есть сайты, есть другие пользователи. Но как все это найти? В целом, никак. Ведь чтобы попасть на какой-то сайт, нужно знать, что вбивать в адресную строку. А узнать это не так-то просто. В 1997 году все изменилось раз и навсегда. В сентябре заработала поисковая система Яндекс, которая производила поиск на основе морфологического анализа. То есть искала сайты по словам, вбитым пользователями.
Теперь, чтобы найти какую-либо информацию, пользователю просто нужно было открыть поисковик и вбить свой запрос.
Конечно, тогда это было не так совершенно, как сейчас, да и сайтов по-прежнему было немного. Но с появлением поисковиков пользователям больше не нужно было запоминать названия сайтов, думать, как их найти, так что интернет-жизнь стала гораздо проще.

Еще одним событием, перевернувшим интернет, стало открытие почтовой службы. В октябре 1998 появился Mail.ru — бесплатный, открытый для всех сервис, на котором можно было зарегистрировать электронный почтовый ящик для переписки с родственниками, коллегами, друзьями. Теперь укаждого пользователя мог появиться свой адрес, по которому его можно было найти. Конечно, сейчас, когда мессенджеры есть практически везде, это кажется смешным и незначительным. Какая разница, как получать сообщения? Но тогда в интернете это было единственной возможностью связаться с тем, кто вам нужен.
Скриншот «Mail.ru»
Масштаб знаний
В 2001 году начала работу Русская Википедия. Небольшая, неполная, с малым количеством статей и гиперссылок, она сразу же начала расти, доказывая всем, что коллективный разум, который сам собой управляет, руководствуясь лишь здравым смыслом, способен на очень и очень многое. Спустя 12 лет — в мае 2013 года — в Русской Википедии был зафиксирован уже миллион статей.
Основная задача ресурсов такого рода — сделать знания доступными, открытыми и бесплатными для всех.
Примерно в то же время, в 2002 году, Госдума приняла поправки к Закону об образовании в Российской Федерации, благодаря которым в правах были уравнены очное и дистанционное образование, а в образовательной сфере разрешено было использовать дистанционные технологии.

Именно этот подход и позволил годы спустя, во время самоизоляции, не останавливать образовательный процесс и дать возможность выпускникам закончить школы и поступить в вузы.
Материалы по теме:
Уникальный проект о передовых информационных технологиях столицы.
Проект о безопасном и эффективном использовании цифровых технологий.