Менеджмент идей: как эффективно преобразовать
мысль в реальность

«Вдохновители» — всероссийское движение, объединяющее лидеров из разных сфер, чьи проекты приносят пользу людям, стране, миру и делают жизнь других людей лучше. Вдохновители помогают мотивировать подростков на поиск собственного пути через развитие сообщества, личные встречи и специальный медиаконтент, а также создание образов реальных современных героев на личном примере. В состав участников движения на сегодняшний день входит более 140 известных предпринимателей, ученых, общественных и культурных деятелей.
Сайт вдохновители.рф
Многие сталкиваются с беспокойными размышлениями перед сном, которые не дают заснуть. С переживаниями, тревогами и прокручиванием ситуаций прошлого или (не)возможного будущего. Все это — блуждающие мысли,
в которых кроется множество возможностей. В этом материале разберем несколько подходов к работе со своим мысленным пространством и идеями, скрытыми в нем.
Что происходит с мозгом, когда мы «блуждаем»
Стоит сразу отметить один любопытный факт — в среднем человек проводит в состоянии умственного блуждания без малого почти половину своей жизни.

Все, что скрывается в этих блужданиях, может оказаться весьма важной историей. Важной как в плане потенциальной полезности, так и наоборот.

Чрезмерное количество мыслей в периоды информационной тишины, в моменты нахождения наедине с собой зачастую обусловлено нашим чрезмерным погружением в гиперинформацион- ное пространство. Мы — первые люди в истории, столкнувшиеся с такими агрессивными (в плане количества информации вокруг) условиями. Сам по себе напрашивается вывод — успешность в современном мире напрямую связана со способностью контролировать свое информационное пространство.
Социальные сети, стриминговые платформы, телевидение, радио, музыка, лекции, статьи, книги — все это наше информационное пространство. Некачественное наполнение этого пространства выливается в «некачественное» мышление. Такой механизм можно сравнить с взаимосвязью потребления фастфуда и состояния здоровья.

В основе концепции эффективного менеджмента идей стоит умение собственное информационное пространство фильтровать и контролировать. Вот как это можно сделать.
1.
Нужно ограничить бездумное пользование социальными сетями и стриминговыми платформами. Это не значит, что от них нужно полностью отказаться, — нужно выработать баланс.
2.
Важно отобрать только релевантные и комфортные источники информации. Выбрать для себя наиболее актуальные темы, но в умеренном количестве. Если это новости, то получать их из одного-двух наиболее авторитетных для нас каналов. Если это контент, то желательно соотносящийся с нашими профессиональными интересами и увлечениями — не просто контент-жвачка, не имеющий ни смысла, ни пользы.
3.
Необходимо внедрять в свою жизнь принципы цифрового детокса. Полчаса после пробуждения и полчаса перед сном проводить наедине с собой и своим внутренним миром, отказавшись от любых цифровых устройств. Уделять время прогулкам, медитациям, физическим нагрузкам. Не брать телефон с собой везде и всегда. Блюсти баланс между жизнью и работой.
Дверь уже есть, нужен только ключ
Сформировав свое экологичное информационное пространство и внедрив методы цифрового детокса, вы можете перейти к непосредственной практике в работе с мыслями. Представим, что вы легли в кровать и планируете поспать. У нашего мозга на это другая позиция — мысли беспрестанно крутятся в голове. Что делать?
Возьмите блокнот или откройте «Заметки» на телефоне или планшете и выпишите туда все, что в голове крутится. Получившийся список поделите на три основные группы.
1.
Конкретные дела и задачи, которые можно решить в любое время, но вы их все время откладываете. Их надо внести в календарь и поставить для них напоминание. Тут также помогут таск-менеджеры (так называемые задачники).
2.
Мысли и идеи, с которыми нельзя разобраться в ближайшее время, но которые все же надо решить. Их надо выписать в отдельную группу и разобрать с помощью интеллект-карт.
3.
Прочие размышления об ошибках прошлого, о смысле и несправедливости жизни. Их стоит попрос- ту вычеркнуть, поскольку на подобные вещи вы повлиять не можете и нет никакого смысла терзать себя тем, что мы не в силах изменить. Свои переживания о происходящих событиях, о конфликтах, об отношениях стоит разобрать с помощью метода ведения дневника — в формате потока мыслей выпишите все, что крутится в голове. После поищите возможные пути решения, подводные камни и потенциальные выходы.
Интеллект-карта
(от англ. mind map) помогает разбираться
со своими мыслями, охватывать любую ситуацию обширнее и решать задачи продуманнее.
Интеллект-карта (от англ. mind map) помогает разбираться со своими мыслями, охватывать любую ситуацию обширнее и решать задачи продуманнее.

В общих чертах интеллект-карта выглядит так: в центре главный вопрос, проблема или задача. Вокруг факты, детали и разные вводные, связанные с главной задачей. Вокруг кругов второго уровня идут круги третьего — с отдельными тонкостями, заметками и прочим.

Дело в том, что мы с вами практически не способны думать о какой-либо ситуации, охватывая сразу все поле фактов, связанных с ней. Получается, как бы мы ни старались, принять взвешенное решение только в уме слишком сложно. Чтобы ничего не упустить из виду, мы можем пользоваться интеллект-картами.

С помощью этого простого и эффективного метода мы можем смотреть сразу на множество фактов, взаимосвязей, деталей, аспектов и важных моментов.

Например, вам нужно подготовиться к экзамену. У вас будет главный круг — «Сдать экзамен». Затем у вас будут идти круги с требованиями, тестами и баллами. Затем темы, которые будут в тестах, и то, что вам нужно сделать, чтобы подготовиться. Таким образом вы соберете на бумаге (и у себя в голове) все самое нужное,
не пропустите всякие мелочи и ключевые нюансы, соберете интеллект-карту.

Плюсов у этого метода много. Во-первых, с его помощью вы справляетесь с неопределенностью в жизни и снижаете тревожность. Тревога часто возникает именно из-за неопределенности — в своем будущем, в мире вокруг, в наших чувствах и переживаниях, в отношениях с близкими.

Во-вторых, вы можете находить более эффективные и актуальные решения для каждого случая. Все потому, что вы учитываете максимальное количество важных деталей. Я, к примеру, использую этот метод весьма часто, моя креативная деятельность очень для этого подходит. В итоге я могу гармонично достигать своих целей и развиваться без перегрузок.

Запоминать информацию и учиться вмес- те с интеллект-картами будет получаться гораздо лучше. Таким образом, например, можно картировать прочитанные книги и статьи.

Изучая какую-нибудь книгу, не стесняйтесь использовать разные стикеры, хайлайтеры и даже ручки. Выделяйте самое важное в каждой главе, а потом составляйте интеллект-карту главы. Тогда вы сможете качественно изучить материал и, главное, увидеть суть, смысл.

Конфликтолог Илья Сидоров:
научный взгляд на продуктивность
Мы поговорили с автором статьи «Менеджмент идей: как эффективно преобразовать мысль в реальность» конфликтологом Ильей Сидоровым, чтобы разобраться, как работает теория, кто является ее целевой аудиторией и в каких случаях уместно использовать эти практики, а также узнали, откуда он черпает идеи для своей работы по увеличению продуктивности.
Расскажите, пожалуйста, о вашем образовании.

Я закончил 11 класс в родном Брянске и поступил в МГУ, на факультет полито- логии, специальность «Конфликтология».
Конфликтология — это достаточно разно- сторонняя наука на стыке психологии, политологии, философии, антропологии, истории и социологии. В МГУ мы понемногу изучали все эти науки, но ближе всего мне была психология. Психология — это и психотерапия чрезвычайных ситуаций, и внутриличностные и межличностные конфликты, и психологические и информационные операции.



После защиты диплома на факультете политологии я получил степень магистра менеджмента в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
Я убежден, что главное в человеке — его страсть к работе и любовь к миру вокруг.
Сейчас я пишу кандидатскую и учусь в аспирантуре психологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Я убежден, что человек может стать счастливее и спокойнее, если будет владеть определенным набором психологических знаний и превентивно работать со своими психоэмоциональными состояниями.
В какой области вы чувствуете себя экспертом?

Прежде всего я определяю себя как эксперт-конфликтолог. В практическом и профессиональном плане моя метазадача — доступно рассказывать о психологии. Я убежден, что человек может стать счастливее и спокойнее, если будет владеть определенным набором психологических знаний и превентивно работать со своими психоэмоциональными состояниями. И это не просто убеждение, это доказанный факт, который подкреплен моим опытом и опытом тысяч людей, которым я помог.
В своей научной деятельности я изучаю сферы, где можно найти научную базу и новые ракурсы для доработки и развития моей методологии. Я не называю себя ученым, так как считаю, что для таких слов всегда необходимо должное подкреп- ление. Поэтому я принял новый вызов — получить научную степень кандидата психологических наук и вырасти в научном плане.

В каких форматах вы работаете и с какими аудиториями?

Я никогда не анализировал свою целевую аудиторию. Равно как и не проводил анализ конкурентов. Я убежден, по крайней мере в моем случае, именно предложение рождает спрос. Я ищу работающие и доказанные наукой методы и подходы, добавляю эмпатию и любовь, заботу и открытость. Все это, мне кажется, находит отклик в душах людей любого возраста.
В работе я всегда «пересобираю» себя и свой образ мысли, использую метафоры, погружаюсь в культуру разных социальных и возрастных групп. Получается, что моя деятельность близка многим людям, я работаю даже с 12-летними.
У меня разные форматы для онлайна и офлайна. Онлайн — аудио- и видеоподкасты, вертикальные видеовыпуски, статьи, посты, карточки исследований, прямые эфиры и вебинары. Офлайн — путешествия по стране, по школам, университетам и форумам. В последние месяцы это сильно масштабировалось: я побывал в Санкт-Петербурге, Казани, Москве, Ростове-на-Дону, Брянске, Таганроге, Гурзуфе, Симферополе, где-то даже по несколько раз. Все благодаря тому, что я участник всероссийского движения «Вдохновители».

Давайте поговорим о вашей непосредственной деятельности. Расскажите, какая наука занимается мозгом? Насколько в принципе возможно им управлять?

Наука о мозге — это вообще очень широкое понятие. Мозг — это все. Все, что мы видим, воспринимаем, думаем, чувствуем. Все это — наш мозг. Конечно, если мы чуть «приземлимся», то с биологической точки зрения мозгом занимается нейробиология. Психология, конечно, тоже занимается мозгом, только с других сторон и не напрямую, скажем так. Но здесь, как и в принципе в любом другом вопросе, все всегда немного сложнее.
Нельзя сказать, что мы — это на 100% наш мозг. Слишком мы, люди, сложно устроены.
Мозгом очень сложно управлять. Все-таки «я» — продукт мозга, а не наоборот. Но вот жить с ним в гармонии, грамотно использовать его в своих интересах — это уже можно, это легче. Взять, к примеру, формирование привычки. Это уже в каком-то смысле грамотное использование мозга.
Часто можно услышать словосочетание «рептильный мозг». Что это и насколько использование этого термина оправдано с научной точки зрения?
Согласно одному из подходов, рептильный мозг — самая древняя часть нашего мозга, на которую со временем как бы «нарастал» весь известный нам современный мозг. Вроде как есть исследования, которые доказывают этот триединый подход. Есть также исследования, которые его опровергают и называют лженаучным. В своей работе я не полагаюсь на подобные спорные истории. Я веду скорее ценностно-смысловую работу с опорой на науку, нежели наоборот. Добавлю вот что: если посмотреть историю развития психологии и нейробиологии, то часто можно встретить случаи, когда появление какой-то новой теории порицалось и считалось лженаучным, пока не было доказано обратное и пока не смещались старые порядки. Бывали и обратные случаи. Поэтому надо включать критическое мышление, особенно в спорных вопросах.
Гиперинформационная среда — это условия, в которых мы сейчас существуем. Информация в социальных сетях, в интернете, в телевизоре, на радио, в музыке, в книгах. Информация везде и обо всем.
Часто можно услышать словосочетание «рептильный мозг». Что это и насколько использование этого термина оправдано с научной точки зрения?

Согласно одному из подходов, рептильный мозг — самая древняя часть нашего мозга, на которую со временем как бы «нарастал» весь известный нам современный мозг. Вроде как есть исследования, которые доказывают этот триединый подход. Есть также исследования, которые его опровергают и называют лженаучным. В своей работе я не полагаюсь на подобные спорные истории. Я веду скорее ценностно-смысловую работу с опорой на науку, нежели наоборот. Добавлю вот что: если посмотреть историю развития психологии и нейробиологии, то часто можно встретить случаи, когда появление какой-то новой теории порицалось и считалось лженаучным, пока не было доказано обратное и пока не смещались старые порядки. Бывали и обратные случаи. Поэтому надо включать критическое мышление, особенно в спорных вопросах.

В своей работе вы используете понятие «умственное блуждание». Что это и чем занят мозг в этот период?

«Умственное блуждание» проявляется в знакомом нам всем прокручивании разных мыслей. То есть формулировка буквальная — мысли в нашей голове просто блуждают. Вообще, этот процесс отчасти является результатом работы одной из базовых нейронных сетей нашего мозга.
Каковы признаки гиперинформационного пространства? Почему сегодня считается, что человек получает слишком много информации? Ведь органы чувств не изменились за последние годы, каким образом они стали «потреблять» больше?

Дело не в том, что органы чувств стали «потреблять» больше. Сама информация радикально изменилась. А вслед за ней изменилось и наше поведение в отношении этой информации.
Гиперинформационная среда — это условия, в которых мы сейчас существуем. Информация в социальных сетях, в интернете, в телевизоре, на радио, в музыке, в книгах. Информация везде и обо всем. Раньше такого просто не было. Не было никогда в истории человечества. У нас есть одна небольшая эволюционно выработавшаяся деталь — знание о мире вокруг дарует контроль за ситуацией (или ощущение контроля), а следовательно, повышает шансы выживание.
Перенасыщенная информацией среда не плоха вовсе, это даже хорошо — мы можем в любой момент времени найти практически любое знание. Проблема здесь в том, что не все умеют с этим работать. Необходимо формирование собственного экологичного информационного пространства — баланс между вашим внутренним миром и миром внешним, периоды тишины, расстановка приоритетов и формирование целей. Здесь много всего, коротко и не опишешь. Тут тема для отдельной лекции, так что следите за обновлениями и приходите.
Как выработать баланс потребления информации? Стоит ли использовать какие-то методики вроде знаменитого «метода помидора», согласно которому для увеличения продуктивности нужно после каждых 25 минут работы 5 минут отдыхать?

«Метод помидора» вроде хорошая штука, но лично для меня он не работает. Я предпочитаю полагаться на сигналы тела, на интуицию и самоощущение. Вот чувствую, что в потоке и могу проработать весь день — окей, буду работать весь день. Или чувствую, что ничего не могу — тут хоть помидор, хоть кабачок, встать и горы сворачивать не смогу. Поэтому и решаю посвятить день отдыху.
В теме баланса информации есть несколько ключевых деталей. Во-первых, релевантная информация должна превалировать над простой и не слишком нужной. То есть у нас есть задача написать сочинение по истории, а мы весь день смотрим мемы. Вряд ли ваше сочинение пойдет дальше первой пустой страницы. Но если мы большую часть времени поиска информации посвятим темам, связанным с историей и написанием сочинений, а меньшую часть оставим под мемы и видео, то сочинение будет иметь гораздо больше шансов на успех.
Ну и еще один нюанс — это периоды тишины. Когда вы не смотрите кино, не листаете мемы, не слушаете музыку. Нужно медитировать, заниматься домашними делами, гулять, играть с животными, хотя бы просто сходить в душ. Учитесь не перегружаться.
Перенасыщенная информацией среда не плоха вовсе, это даже хорошо — мы можем в любой момент времени найти практически любое знание.
Как работать с дневником, чтобы развивать свои идеи? Ведь если записывать поток мыслей, то потом трудно выделить главное и есть опасность сконцентрироваться на второстепенном или чем-то отвлекающем.

Выделить главное гораздо труднее прос- то из кучи мыслей в голове, нежели из текста на бумаге. Да и потом, выгружая мысли в тот же дневник, вы заставляете себя пересобрать восприятие какой-либо ситуации. Ведь в наших переживаниях и мыслях часто именно то, что кажется второстепенным или чем-то отвлекающим, оказывается ключевой деталью в решении проблемы. Поэтому нельзя брать и просто разбрасываться своими мыслями — везде можно найти что-то полезное, открыть что-то с новой стороны.

Что такое «векторное кольцо»? Насколько эта теория научна?

Самая простая формация векторного кольца представляет собой три вопроса: «Что?», «Как?» «Зачем и почему?». Согласно этой схеме, мы часто приступаем к какому-то делу, к решению проб- лемы или поиску идеи снаружи кольца — с вопроса «Что?». Что мне нужно сделать? Полы помыть, листовки рас- печатать. Потом идем к вопросу «Как?». Как я буду это делать? Куплю моющее средство, подключу принтер. И потом упираемся в вопрос «Зачем?». Зачем я это делаю? Ну, чтобы кому-то помочь, кому-то что-то продать и все такое. Здесь начинаются проблемы, ведь если мы не достигаем желаемого результата, то мы начинаем в лучшем случае стараться менять это «Зачем?», а в худшем просто бросаем дело. Но если по векторному кольцу заходить изнутри, с самого сложного и глубокого вопроса «Зачем?», то все пойдет иначе. Да, возможно, мы не так быстро приступим к делу, но зато мы подготовимся, заглянем внутрь себя, сопоставим свои желания и цели со свои- ми ощущениями и принципами. То есть наш ответ на «Зачем?», скорее всего, будет сильно отличаться от того, который мы бы получили в первом сценарии. И уже после этого мы определяем методы и средства. Все просто.
Этот метод работает? Да. Помогает он пересобрать себя? Да. Способствует нахождению истинной мотивации? Да. Это не теория, это доказанная практика.

Как составлять интеллект-карты? В каких случаях их можно использовать? Как их применять в учебе (подготовке проекта, подготовке к экзаменам и т. д.)?

Тут все очень просто. Возьмем сдачу экзамена по истории, например. У нас с вами через полгода, допустим, будет экзамен по истории. Мы не знаем, с чего начать, откладываем подготовку и все далее по сценарию. Как можно изменить этот сценарий? Берем лист бумаги (или программу Miro), рисуем в центре кружок и пишем «Сдать экзамен по истории». Что я могу сделать, чтобы его сдать? Например, найти репетитора, книги почитать, обучающие видео посмотреть, послушать подкасты, выучить билеты. Пишем это все вокруг. Получается паутина (дерево) из кружков и связей. То, что мы видим, — это уже промежуточный результат (что важно!) — большую и непонятную задачу мы разбили на несколько небольших и понятных. Дальше с каждой из них мы поступаем по тому же принципу.
Так можно поступить и с решением конфликтов, и с поиском идей, и с решением разных проблем. Всегда и везде, главное — понимать, для чего.

Что такое «метод дефолт-системы мозга» и как его применять?

Дефолт-система мозга — это одна из трех базовых нейронных сетей. Вообще, в этом ключе проще всего привести пример. Вспомните, бывает, когда вы ложитесь спать, вы не можете из-за мыслей уснуть. Мысли, которые в этот момент приходят, «варятся» среди прочего в дефолт-системе мозга.
В конфликтологии есть такое понятие, как «информационная операция». Вы осуществляете информационный вброс, ждете результат, меняете вводные и снова делаете вброс. То есть вброс, экспозиция, корректировка, вброс. Вот весь цикл.
А теперь представьте, что вы со своим мозгом играете в информационную операцию. Даете ему релевантную информацию, которая связана с поставленной задачей или нерешаемой проблемой, потом ждете — отдыхаете, гуляете, идете в душ, тренируетесь. Собирайте мысли, которые приходят вам в эти периоды тишины. Затем проводите ревизию (с помощью того же дневника или интеллект-карт) и находите новую релевантную информацию, но уже со скорректированными вводными. Вброс, экспозиция, корректировка, вброс. Повторять надо, пока не дойдете до цели.

В каких случаях стоит обращаться к подобным практикам?

Все эти практики так или иначе позволяют нам по-новому синхронизироваться с происходящим вокруг и в собственной голове. Хотя бы периодически это можно делать, чтобы как минимум понять, в каком направлении вы двигаетесь. Я лично прибегаю к этим практикам постоянно, каждый день. Последняя практика вообще мой стиль жизни, моя свое- образная философия. Я называю ее «Айкидо мышления». Эти практики — просто инструменты в наших руках. Инструменты, с помощью которых мы можем создавать более совершенные и красивые творения, нежели чем мы были бы без них. Так зачем от них отказываться?
Все эти практики так или иначе позволяют нам по-новому синхронизироваться с происходящим вокруг и в собственной голове.