Как работать с дневником, чтобы развивать свои идеи? Ведь если записывать поток мыслей, то потом трудно выделить главное и есть опасность сконцентрироваться на второстепенном или чем-то отвлекающем.
Выделить главное гораздо труднее прос- то из кучи мыслей в голове, нежели из текста на бумаге. Да и потом, выгружая мысли в тот же дневник, вы заставляете себя пересобрать восприятие какой-либо ситуации. Ведь в наших переживаниях и мыслях часто именно то, что кажется второстепенным или чем-то отвлекающим, оказывается ключевой деталью в решении проблемы. Поэтому нельзя брать и просто разбрасываться своими мыслями — везде можно найти что-то полезное, открыть что-то с новой стороны.
Что такое «векторное кольцо»? Насколько эта теория научна?
Самая простая формация векторного кольца представляет собой три вопроса: «Что?», «Как?» «Зачем и почему?». Согласно этой схеме, мы часто приступаем к какому-то делу, к решению проб- лемы или поиску идеи снаружи кольца — с вопроса «Что?». Что мне нужно сделать? Полы помыть, листовки рас- печатать. Потом идем к вопросу «Как?». Как я буду это делать? Куплю моющее средство, подключу принтер. И потом упираемся в вопрос «Зачем?». Зачем я это делаю? Ну, чтобы кому-то помочь, кому-то что-то продать и все такое. Здесь начинаются проблемы, ведь если мы не достигаем желаемого результата, то мы начинаем в лучшем случае стараться менять это «Зачем?», а в худшем просто бросаем дело. Но если по векторному кольцу заходить изнутри, с самого сложного и глубокого вопроса «Зачем?», то все пойдет иначе. Да, возможно, мы не так быстро приступим к делу, но зато мы подготовимся, заглянем внутрь себя, сопоставим свои желания и цели со свои- ми ощущениями и принципами. То есть наш ответ на «Зачем?», скорее всего, будет сильно отличаться от того, который мы бы получили в первом сценарии. И уже после этого мы определяем методы и средства. Все просто.
Этот метод работает? Да. Помогает он пересобрать себя? Да. Способствует нахождению истинной мотивации? Да. Это не теория, это доказанная практика.
Как составлять интеллект-карты? В каких случаях их можно использовать? Как их применять в учебе (подготовке проекта, подготовке к экзаменам и т. д.)?
Тут все очень просто. Возьмем сдачу экзамена по истории, например. У нас с вами через полгода, допустим, будет экзамен по истории. Мы не знаем, с чего начать, откладываем подготовку и все далее по сценарию. Как можно изменить этот сценарий? Берем лист бумаги (или программу Miro), рисуем в центре кружок и пишем «Сдать экзамен по истории». Что я могу сделать, чтобы его сдать? Например, найти репетитора, книги почитать, обучающие видео посмотреть, послушать подкасты, выучить билеты. Пишем это все вокруг. Получается паутина (дерево) из кружков и связей. То, что мы видим, — это уже промежуточный результат (что важно!) — большую и непонятную задачу мы разбили на несколько небольших и понятных. Дальше с каждой из них мы поступаем по тому же принципу.
Так можно поступить и с решением конфликтов, и с поиском идей, и с решением разных проблем. Всегда и везде, главное — понимать, для чего.
Что такое «метод дефолт-системы мозга» и как его применять?
Дефолт-система мозга — это одна из трех базовых нейронных сетей. Вообще, в этом ключе проще всего привести пример. Вспомните, бывает, когда вы ложитесь спать, вы не можете из-за мыслей уснуть. Мысли, которые в этот момент приходят, «варятся» среди прочего в дефолт-системе мозга.
В конфликтологии есть такое понятие, как «информационная операция». Вы осуществляете информационный вброс, ждете результат, меняете вводные и снова делаете вброс. То есть вброс, экспозиция, корректировка, вброс. Вот весь цикл.
А теперь представьте, что вы со своим мозгом играете в информационную операцию. Даете ему релевантную информацию, которая связана с поставленной задачей или нерешаемой проблемой, потом ждете — отдыхаете, гуляете, идете в душ, тренируетесь. Собирайте мысли, которые приходят вам в эти периоды тишины. Затем проводите ревизию (с помощью того же дневника или интеллект-карт) и находите новую релевантную информацию, но уже со скорректированными вводными. Вброс, экспозиция, корректировка, вброс. Повторять надо, пока не дойдете до цели.
В каких случаях стоит обращаться к подобным практикам?
Все эти практики так или иначе позволяют нам по-новому синхронизироваться с происходящим вокруг и в собственной голове. Хотя бы периодически это можно делать, чтобы как минимум понять, в каком направлении вы двигаетесь. Я лично прибегаю к этим практикам постоянно, каждый день. Последняя практика вообще мой стиль жизни, моя свое- образная философия. Я называю ее «Айкидо мышления». Эти практики — просто инструменты в наших руках. Инструменты, с помощью которых мы можем создавать более совершенные и красивые творения, нежели чем мы были бы без них. Так зачем от них отказываться?