Аркадий Дидковский: «Не останавливаться в поисках и смотреть вдаль, так лучше видно дорогу»
Аркадий Дидковский: «Не останавливаться в поисках и смотреть вдаль, так лучше видно дорогу»
Помогать молодым специалистам создавать новые проекты, искать и находить удачные инженерные решения, оставаться верным своей мечте — такой жизни можно только позавидовать. Или вдохновиться? Мы выбираем второе. Поэтому мы поговорили с участником движения «Вдохновители», создателем Молодежного инженерного центра МГТУ им. Н. Э. Баумана Аркадием Дидковским и узнали о его пути в науке, о том, как у него получилось перезапустить физико-математическую школу при МГТУ и его дальнейших планах.

Этот материал мы подготовили совместно с проектом
Помогать молодым специалистам создавать новые проекты, искать и находить удачные инженерные решения, оставаться верным своей мечте — такой жизни можно только позавидовать. Или вдохновиться? Мы выбираем второе. Поэтому мы поговорили с участником движения «Вдохновители», создателем Молодежного инженерного центра МГТУ им. Н. Э. Баумана Аркадием Дидковским и узнали о его пути в науке, о том, как у него получилось перезапустить физико-математическую школу при МГТУ и его дальнейших планах.
Аркадий Дидковский,

создатель Молодежного инженерного центра, участник Всероссийского движения «Вдохновители»


Аркадий Дидковский,

создатель Молодежного инженерного центра, участник Всероссийского движения «Вдохновители»
О себе
Я родился в Мурманской области, в городе Кировск. Еще в детском саду я знал, что мне нравится техника и единственный вопрос, который до сих пор остался нерешенным — какое конкретно инженерное направление я хотел бы развивать в течение жизни.
В 17 лет я поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана и переехал в Москву. Я учился по специальности инженер-конструктор стартовых ракетных комплексов, потом пошел в аспирантуру. Мои научные интересы связаны с системной инженерией, прочностью конструкций и аэростатическими летательными аппаратами.
Было несколько кафедр, связанных с моим техническим проектом — робот, который перемещался вверх и вниз по фонарным столбам, красил, грунтовал их.
Было несколько кафедр, связанных с моим техническим проектом — робот, который перемещался вверх и вниз по фонарным столбам, красил, грунтовал их.
О поступлении в МГТУ им. Н. Э. Баумана
Многие университеты проводят конкурсы и олимпиады, в том числе и Бауманка. Олимпиада МГТУ называется «Шаг в будущее». Я приехал со своими изобретениями, познакомился с преподавателями, мне понравилось, так что я не стал рассматривать другие вузы. Было несколько кафедр, связанных с моим техническим проектом — робот, который перемещался вверх и вниз по фонарным столбам, красил, грунтовал их. Мне предложили два направления — стартовые ракетные комплексы и подъемные транспортные механизмы. Я выбрал стартовые ракетные комплексы — общежитие этой кафедры располагалось ближе к университету. И не пожалел.
Кафедра стартовые ракетные комплексы имеет очень широкий профиль и различные направления — есть и тепломассоперенос, и прочность конструкций, и гидравлика, и общеконструкторские направления. По своей сути, космодром, — это технический комплекс, который охватывает все инженерные сферы целиком. Это такой «город на максималках», в котором работают все инженерные системы, поэтому после этой кафедры можно пойти работать в любую область инженерной деятельности.
О первых проектах
Я участвовал в олимпиаде «Шаг в будущее» три года подряд, поэтому у меня было три проекта. Первый — это намоточный станок, предназначенный для изготовления катушек индуктивности. Он мог наматывать катушку проволоки диаметром 0,1 мм виточек к виточку.
Второй проект — система, которая позволяла управлять синхронным двигателем на основе электродвижущей силы (ЭДС), возникающей в обмотках самого двигателя, а не на основе показаний датчиков Холла. Третьим проектом стал робот, который перемещался по фонарным столбам.
О движении «Вдохновители»
Вдохновитель — это не конкретный род деятельности, это позиция и стиль взаимодействия с людьми. Я встречаюсь с детьми в самых разных форматах. Иногда мы, совместно с нашим инженерным центром, организуем мастер-классы, несколько раз проводили экскурсии для детей по МГТУ им. Баумана.
На мой взгляд, единственный стимул двигаться вперед для человека — вдохновение. Нужно быть воодушевленным идеей, верить в то, что собирается сделать, видеть результат своей деятельности и этот результат должен мотивировать его идти вперед.
О физико-математической школе
Подготовительные курсы при МГТУ появились еще 1961 году, их организовали активные студенты. Они приглашали школьников и сами занимались с ними — именно в тот момент родилась физико-математическая школа. Она активно работала, в год там учились более тысячи человек. Но в девяностые и нулевые годы интерес к поступлению в Бауманку сильно ослаб и даже на топовые кафедры и факультеты был недобор. Тогда физматшкола прервала свою работу. К 2015 году в школе остался один преподаватель, Владимир Борисович Чадов. В группе было всего 23 человека. Я пришел в школу преподавать физику. Мы начали набирать ребят — и в преподаватели, и в слушатели. В следующем году у нас было уже 180 учащихся, мы модернизировали образовательную программу, общались с преподавателями, проводили методические семинары, организовывали сплавы, выезды.
Жизнь в школе закипела и уже через два года набор составил 1131 человек. Конкурс на поступление составлял 11 человек на место. Мы не готовим к сдаче ЕГЭ, мы стараемся дать школьникам дополнительные знания, которых не получить в школе.

В МГТУ поступают 70 процентов выпускников нашей школы. Тут что важно: когда ученик приходит к нам, он по умолчанию привыкает к университету, многое становится понятно и неопределенности становится меньше.
— физико-математическая школа, программа которой предполагает углубленную подготовку по информатике, математике и физике. Обучение бесплатное, есть классы с 1-го по 11-й. В сентябре 2023 года открылся новый, уже четвертый, корпус лицея, расположенный в районе Лефортово.
Как поступить в физико-математическую школу?
Вступительные испытания для школы это физика, математика и творческое задание. Стандартное творческое задание — это лекция. Мы ориентируемся не на то, что школьник много знает, а на то, что он может быстро и качественно усвоить новую информацию. Поэтому мы читаем лекцию на несуществующую тему — например, коты на Марсе, двигатели на смешинках, что угодно.
Эта лекция длится полчаса, после чего ребята должны ответить на вопросы: воспроизвести какую-то часть лекции, сделать выводы из фактов, услышанных в лекции. Благодаря этому заданию мы понимаем, насколько хорошо человек усваивает информацию, это является приоритетным фактором при зачислении. Бывают творческие задания, когда что нужно что-то изобрести, спаять.
В МГТУ поступают 70 процентов выпускников нашей школы. Тут что важно: когда ученик приходит к нам, он по умолчанию привыкает к университету, многое становится понятно и неопределенности становится меньше.
В МГТУ поступают 70 процентов выпускников нашей школы. Тут что важно: когда ученик приходит к нам, он по умолчанию привыкает к университету, многое становится понятно и неопределенности становится меньше.
О развитии проекта
В 2019 году в физмат школе была создана лаборатория научно-технического творчества — мы хотели дать ребятам не только знания, но и практические навыки работы с инструментом и электроникой. Два года спустя этот проект превратился в молодежный инженерный центр, который работает уже со студентами университета. Любой университет выпускает ребят с определенными компетенциями, которые требуются для работы на предприятии. Если говорить о развитии промышленного комплекса, появлении технологических компаний, новых идей, стартапов, то важен не столько набор компетенций, подходящих под конкретную задачу, важно, чтобы специалист мог решить техническую задачу. Задача инженерного центра — развить у студентов навык работы над проектом, результатом которого является функциональный прототип.
Например, человек познакомился с бизнесменом, который спрашивает: «Туристы готовы летать в стратосферу, чтобы смотреть оттуда на Землю, как это устроить?». На это технический специалист скажет, что у него нет соответствующего образования, которое позволило бы собрать стратосферный летательный аппарат. Но человек, который уже работал над другими проектами, обладает хорошо развитыми инженерными компетенциями и создавал работающие прототипы, рано или поздно решит эту задачу ее и доведет до конца. Мы стараемся выпускать ребят, которые сами смогут создавать новые механизмы и собирать рабочую команду.
О принципах работы инженерного центра
В инженерном центре есть три уровня работы — мы проводим мероприятия для студентов, вовлекающие их в научно-техническое творчество. В год проходит порядка 25 мероприятий, их посещают 4000 студентов. Как только они осознают, что хотят получить практические навыки и создать законченный проект, они могут прийти к нам в мастерские — у нас существует 18 курсов по разным направлениям.
Кто-то учится работать на станках, кто-то — заниматься квантами. Следующий этап это проект. Они могут быть коммерческими, то есть, иметь заказчика, или инициативными. В результате нашей работы студенты доводят свой проект до функционального прототипа.
Мы проводим мероприятия для студентов, вовлекающие их в научно-техническое творчество:
Мы проводим мероприятия для студентов, вовлекающие их в научно-техническое творчество:
  • 25

    мероприятий / год
  • 4 000

    студентов посещают / год
О летательных аппаратах
У меня есть интерес к гибридным летательным аппаратам, часть подъемной силы которых создается за счет аэростатики, то есть, подъемного газа — водорода или гелия. В эту категорию входит очень много летательных аппаратов — это и привязные аэростаты, и беспилотные дирижабли, и рекламные конструкции, которые парят в помещении. Один из наших проектов назывался AirGlow. Это шар диаметром 2,5 метра, который летает по помещению. Внутри у него установлена подсветка, сбоку можно повесить баннер.
Аппарат, который мы делаем сейчас, называется CR One. Это самый большой в России беспилотный дирижабль длиной 13 метров. Предыдущий рекордсмен длиной 12 метров был у Яндекса. Такой аппарат сможет перевозить груз массой до 20 кг на сотни километров. Если мы пройдем испытания, то грузоподъемность аппарата увеличится до 100 кг. Его можно будет поднять и на 20 и на 25 км, то есть, уже в стратосферу. Аппарат будет транслировать сигнал, нести какой-то груз, например, исследовательскую аппаратуру — намного дешевле, чем запускать ее в космос.
О мечте
Когда я был в старшей группе детского сада, меня записали в бассейн. Туда я проходил следующие одиннадцать лет, тренируясь ежедневно. В 10-м классе я закончил со спортом, у меня появилось свободное время. Тогда же я поступил на эстрадно-джазовое отделение музыкального училища. Следующие два года я учился играть на фортепиано и играю до сих пор. Я хожу на концерты, но меня смущают бетонные коробки концертных залов, они не предназначены для музыки, которая звучит в них.
Моя мечта — создать концертный зал, который будет подниматься из горного ущелья, взлетать над облаками и в этот момент должна звучать кульминация фортепианного концерта Чайковского, симфонии Рахманинова. Мне бы хотелось сесть на первый ряд этого зала, взлететь и послушать музыку. И все проекты, которые я делаю, отчасти способствуют реализации этой мечты.
Не останавливайтесь в поисках и смотрите вдаль, так лучше видно дорогу!
СОВЕТ ШКОЛЬНИКАМ
Аркадий Дидковский
Движение «Вдохновители», объединяющее на текущий момент уже более 170 успешных российских предпринимателей, общественных и культурных деятелей, осуществляет свою деятельность при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Народного фронта.

Сайт «Вдохновителей»: вдохновители.рф