«Если кто-то делает хорошее дело и наши ценности похожи, нам нужно объединяться и продолжать работать вместе»
«Если кто-то делает хорошее дело и наши ценности похожи, нам нужно объединяться и продолжать работать вместе»
Почему игры так популярны и как они из детских развлечений стали полноценной частью жизни взрослых? Мы попробовали разобраться и поговорили с Алексеем Ильиным, членом движения «Вдохновители», специалистом по геймификации, создателем и директором «Школы будущих президентов» о его творческом пути, о том, как устроена его работа и как можно добавить игровой элемент в образование.
Почему игры так популярны и как они из детских развлечений стали полноценной частью жизни взрослых? Мы попробовали разобраться и поговорили с Алексеем Ильиным, членом движения «Вдохновители», специалистом по геймификации, создателем и директором «Школы будущих президентов» о его творческом пути, о том, как устроена его работа и как можно добавить игровой элемент в образование.
Проект «Нау. Путеводитель по науке в Москве» начинает новую рубрику «Иначе: эфиры вдохновения» — серию интервью с участниками движения «Вдохновители», раскрывающую их ценности, форматы работы и профессиональные подходы. Каждый герой расскажет о своих методах и успешных практиках. Рубрика будет интересна педагогам и всем, кто интересуется актуальными тенденциями в образовании. Ведущая — вдохновитель и директор Техникума креативных индустрий имени Л. Б. Красина Лиана Мурмановна Табатадзе.
Вы — член движения «Вдохновители». Как вы туда попали, как вы видите свою роль в этом движении?
Вы — член движения «Вдохновители». Как вы туда попали, как вы видите свою роль в этом движении?
Стать частью «Вдохновителей» мне предложили мои коллеги, которые уже были частью движения. Мы созвонились с Андреем Зайцевым, партнером движения и основателем образовательного центра в Твери и Михаилом Палей, руководителем движения. Я познакомился с «Вдохновителями» поближе и понял, что ценностно мы сходимся. В моей жизненной философии есть принцип — все мы, живущие в одной стране, говорящие на одном языке, все мы — родственники. Возможно, дальние, но родственники. Если кто-то делает хорошее дело и наши ценности похожи, нам нужно объединяться и продолжать работать вместе.

Как «вдохновитель» я провожу открытые семинары, лекции, просветительские встречи. По запросу я занимаюсь методологической работой, участвую в разработке новых программ. В свое время мы создавали «Маршрут вдохновения», сейчас создаем программы для взрослых и родительские программы. Я принимаю участие в проектах, где могу применить свои навыки геймификации, социальной инженерии, воспитания.
Стать частью «Вдохновителей» мне предложили мои коллеги, которые уже были частью движения. Мы созвонились с Андреем Зайцевым, партнером движения и основателем образовательного центра в Твери и Михаилом Палей, руководителем движения. Я познакомился с «Вдохновителями» поближе и понял, что ценностно мы сходимся. В моей жизненной философии есть принцип — все мы, живущие в одной стране, говорящие на одном языке, все мы — родственники. Возможно, дальние, но родственники. Если кто-то делает хорошее дело и наши ценности похожи, нам нужно объединяться и продолжать работать вместе.

Как «вдохновитель» я провожу открытые семинары, лекции, просветительские встречи. По запросу я занимаюсь методологической работой, участвую в разработке новых программ. В свое время мы создавали «Маршрут вдохновения», сейчас создаем программы для взрослых и родительские программы. Я принимаю участие в проектах, где могу применить свои навыки геймификации, социальной инженерии, воспитания.
Расскажите подробнее о программе «Маршрут вдохновения».
Расскажите подробнее о программе «Маршрут вдохновения».
Для нас это была попытка сократить время преобразования ребенка во взрослого, реализованная в рамках движения. Как правило, после детского лагеря ребенок меняется, становится взрослее. Но там он проводит в среднем 21 день. Можно уместить этот опыт в 5−7 дней и сделать так, чтобы за это время ребенок проходил свой путь преобразования — личности и ценностей. Мы хотели, чтобы в результате родитель после наших мероприятий встретил уже не ребенка, а маленького взрослого и сделали это, основываясь на элементах геймдизайна. Психика человека вырабатывает новые нейронные связи только в том случае, если воздействие среды, в которой человек находится, идет по определенному сценарному сюжету. Это происходит из-за того, что мы воспитаны на сказках, мультиках и несем в себе эту матрицу сторителлинга.

Входя в «Маршрут вдохновения» ребенок получает возможность вступить на путь героя, он сталкивается с трудностями. В роли героя ребенок может организовать, например, мероприятие. Наши дети создавали для своих товарищей фестивали — в Нижнем Новгороде ребята провели карнавальное шествие по набережной, к которому подключались жители. Фактически, они создали городской праздник, который длился несколько часов. А что такое городской праздник? Это обязательный ритуальный элемент жизни города. Даже в самых маленьких деревнях и поселках существуют городские праздники, именно они поддерживают взаимодействие между жителями. Это элемент традиции и работа с городским пространством. В Севастополе участники проекта создали арт-объект — «дерево желаний», который они наделили мифологемами: придумали, что можно привязать на дерево записочку с желаниями или бросить монетку в гнездо, которое находится на дереве. Уже через несколько месяцев там стали появляться записочки и монеточки от жителей. Таким образом дети создали маленький живой символ города и внесли себя в его историю. Это дает ребятам возможность посмотреть на себя по-другому, принять роль взрослого.
Для нас это была попытка сократить время преобразования ребенка во взрослого, реализованная в рамках движения. Как правило, после детского лагеря ребенок меняется, становится взрослее. Но там он проводит в среднем 21 день. Можно уместить этот опыт в 5−7 дней и сделать так, чтобы за это время ребенок проходил свой путь преобразования — личности и ценностей. Мы хотели, чтобы в результате родитель после наших мероприятий встретил уже не ребенка, а маленького взрослого и сделали это, основываясь на элементах геймдизайна. Психика человека вырабатывает новые нейронные связи только в том случае, если воздействие среды, в которой человек находится, идет по определенному сценарному сюжету. Это происходит из-за того, что мы воспитаны на сказках, мультиках и несем в себе эту матрицу сторителлинга.

Входя в «Маршрут вдохновения» ребенок получает возможность вступить на путь героя, он сталкивается с трудностями. В роли героя ребенок может организовать, например, мероприятие. Наши дети создавали для своих товарищей фестивали — в Нижнем Новгороде ребята провели карнавальное шествие по набережной, к которому подключались жители. Фактически, они создали городской праздник, который длился несколько часов. А что такое городской праздник? Это обязательный ритуальный элемент жизни города. Даже в самых маленьких деревнях и поселках существуют городские праздники, именно они поддерживают взаимодействие между жителями. Это элемент традиции и работа с городским пространством. В Севастополе участники проекта создали арт-объект — «дерево желаний», который они наделили мифологемами: придумали, что можно привязать на дерево записочку с желаниями или бросить монетку в гнездо, которое находится на дереве. Уже через несколько месяцев там стали появляться записочки и монеточки от жителей. Таким образом дети создали маленький живой символ города и внесли себя в его историю. Это дает ребятам возможность посмотреть на себя по-другому, принять роль взрослого.
Дети, которые стали участниками проекта, смогли создать фундаментальную основу для города. В детских руках оказывается универсальный инструмент, который помогает преобразовать пространство, в котором они живут.
Дети, которые стали участниками проекта, смогли создать фундаментальную основу для города. В детских руках оказывается универсальный инструмент, который помогает преобразовать пространство, в котором они живут.
Где вы учились? И как пришли к своей профессии?
Где вы учились? И как пришли к своей профессии?
Я учился в Академии госслужбы, но понимал, что мне важно иметь возможность менять что-то вокруг себя и постоянно расти. Мой научный руководитель посоветовал мне сделать табличку и посмотреть, какие отрасли экономики растут быстрее всего. Оказалось, что быстрее всех растет игровая индустрия. Продолжая исследование, я увидел, что самые высокие темпы роста показывает индустрия прикладных игр, то есть игр, которые решают чьи-то утилитарные задачи.

Вместе с друзьями мы начали работать в игровой индустрии — выиграли грант, провели обучение педагогов по разным игровым практикам и собрали самых лучших на тот момент в стране мастеров геймдизайна. Мы учились у них и таким образом стали частью сообщества.
Я учился в Академии госслужбы, но понимал, что мне важно иметь возможность менять что-то вокруг себя и постоянно расти. Мой научный руководитель посоветовал мне сделать табличку и посмотреть, какие отрасли экономики растут быстрее всего. Оказалось, что быстрее всех растет игровая индустрия. Продолжая исследование, я увидел, что самые высокие темпы роста показывает индустрия прикладных игр, то есть игр, которые решают чьи-то утилитарные задачи.

Вместе с друзьями мы начали работать в игровой индустрии — выиграли грант, провели обучение педагогов по разным игровым практикам и собрали самых лучших на тот момент в стране мастеров геймдизайна. Мы учились у них и таким образом стали частью сообщества.
Что такое геймификация, как вы это понимаете и чем она отличается от игры?
Что такое геймификация, как вы это понимаете и чем она отличается от игры?
Когда мы говорим про игру, мы подразумеваем законченное решение. Задача игры — чему-то нас научить или порадовать. Когда мы говорим об игре, мы подразумеваем, что у нас есть законченный продукт у которого есть начало, конец и непосредственно игровое пространство. Оно может быть реальное или компьютерное, это не важно. Геймификация — это процесс. Например, как устроены продажи в магазине: руководство хочет, чтобы посетители покупали чаще и больше. Тогда руководство, к примеру, вводит наклейки, которые покупатели могут собирать и дальше обменивать на что-нибудь. Или врачи в больнице — допустим, они хотят, чтобы пациенты дисциплинированно принимали нужные препараты. Тогда над кроватью пациента они могут повесить плакат, в котором нужно раскрашивать разные элементы, чтобы в конце недели они сложились в определенную фигуру. Это мелочь, но она поможет пациентам не пропускать время приема лекарств. Геймификация — это использование одного или двух игровых элементов для того чтобы улучшить уже существующий процесс.
Когда мы говорим про игру, мы подразумеваем законченное решение. Задача игры — чему-то нас научить или порадовать. Когда мы говорим об игре, мы подразумеваем, что у нас есть законченный продукт у которого есть начало, конец и непосредственно игровое пространство. Оно может быть реальное или компьютерное, это не важно. Геймификация — это процесс. Например, как устроены продажи в магазине: руководство хочет, чтобы посетители покупали чаще и больше. Тогда руководство, к примеру, вводит наклейки, которые покупатели могут собирать и дальше обменивать на что-нибудь. Или врачи в больнице — допустим, они хотят, чтобы пациенты дисциплинированно принимали нужные препараты. Тогда над кроватью пациента они могут повесить плакат, в котором нужно раскрашивать разные элементы, чтобы в конце недели они сложились в определенную фигуру. Это мелочь, но она поможет пациентам не пропускать время приема лекарств. Геймификация — это использование одного или двух игровых элементов для того чтобы улучшить уже существующий процесс.
Сейчас геймификация используется практически везде. Мы прибегаем к ней регулярно, потому что она помогает ускорить процессы.
Сейчас геймификация используется практически везде. Мы прибегаем к ней регулярно, потому что она помогает ускорить процессы.
Чем отличается геймификация для детей и взрослых?
Чем отличается геймификация для детей и взрослых?
Принципы геймификации будут одинаковыми и для детей, и для взрослых, различаться будут только игровые сюжеты. Механика будет всегда одной, потому что мы играем с внутренним ребенком, а он всегда одинаков. Более того, игровых механик и игровых сюжетов, на самом деле совсем немного. Все многообразие игр — это бесконечное их перемножение.
Принципы геймификации будут одинаковыми и для детей, и для взрослых, различаться будут только игровые сюжеты. Механика будет всегда одной, потому что мы играем с внутренним ребенком, а он всегда одинаков. Более того, игровых механик и игровых сюжетов, на самом деле совсем немного. Все многообразие игр — это бесконечное их перемножение.
В каких науках больше используется геймификация и в каких она эффективнее?
В каких науках больше используется геймификация и в каких она эффективнее?
Геймифицировать можно любую дисциплину. Допустим, вы ученый и занимаетесь сельскохозяйственными науками. Вам необходимо проводить исследования о распространении борщевика в разных регионах. Вы можете ездить лично и проводить опросы, а можете запустить бота или мобильное приложение и предложить пользователям за виртуальную валюту фотографировать заросли борщевика, указывать геопозицию о отправлять данные в это приложение. Вы сэкономите средства, которые вы могли потратить на исследования и при этом получите гораздо более точный результат. Или, например, вы ученый, инженер-конструктор, который испытывает технику для работы в условиях Крайнего Севера. Вам необходимо провести большое количество краш-тестов и проверить, насколько хорошо она будет эксплуатироваться в разных условиях. Вы делаете какой-то сервис — сайт, приложение, куда приглашаете большое количество людей. Пользователи получают цифровую копию техники и могут испортить ее любым способом, который придет им в голову, используя гвозди, булыжники, ямы, все, что угодно. В результате вы получите миллион способов уничтожить цифровую модель техники и данные о частоте использования тех или иных способов. Геймификация дает возможность привлечь опыт большего числа людей на благо исследования.
Геймифицировать можно любую дисциплину. Допустим, вы ученый и занимаетесь сельскохозяйственными науками. Вам необходимо проводить исследования о распространении борщевика в разных регионах. Вы можете ездить лично и проводить опросы, а можете запустить бота или мобильное приложение и предложить пользователям за виртуальную валюту фотографировать заросли борщевика, указывать геопозицию о отправлять данные в это приложение. Вы сэкономите средства, которые вы могли потратить на исследования и при этом получите гораздо более точный результат. Или, например, вы ученый, инженер-конструктор, который испытывает технику для работы в условиях Крайнего Севера. Вам необходимо провести большое количество краш-тестов и проверить, насколько хорошо она будет эксплуатироваться в разных условиях. Вы делаете какой-то сервис — сайт, приложение, куда приглашаете большое количество людей. Пользователи получают цифровую копию техники и могут испортить ее любым способом, который придет им в голову, используя гвозди, булыжники, ямы, все, что угодно. В результате вы получите миллион способов уничтожить цифровую модель техники и данные о частоте использования тех или иных способов. Геймификация дает возможность привлечь опыт большего числа людей на благо исследования.
За последние годы уровень технологических возможностей стал очень высоким. Как это изменило подход к образованию?
За последние годы уровень технологических возможностей стал очень высоким. Как это изменило подход к образованию?
Уровень геймификации в образовании поменялся. И в этом плане Москва является лидером игровой и креативной индустрий, показывая, насколько высоким он может быть. Но нужно учитывать и другое — все игровые практики на базе новых технологий пока не являются серьезной частью образования, они воспринимаются скорее как необычный подход. В массе своей мы играем и будем еще несколько лет играть в базовые настольные и компьютерные игры.
Уровень геймификации в образовании поменялся. И в этом плане Москва является лидером игровой и креативной индустрий, показывая, насколько высоким он может быть. Но нужно учитывать и другое — все игровые практики на базе новых технологий пока не являются серьезной частью образования, они воспринимаются скорее как необычный подход. В массе своей мы играем и будем еще несколько лет играть в базовые настольные и компьютерные игры.
Совет родителям:
Постарайтесь посмотреть на образование ребенка с позиции вашей ответственности и поймите, что, если вы пойдете с ребенком в лес, он узнает о ботанике больше, чем в школе. Если вы возьмите его на предприятие, он узнает о технологиях больше, чем на уроках. Смотрите на ребенка, как на взрослого, и у вас все получится!
Совет родителям:
Постарайтесь посмотреть на образование ребенка с позиции вашей ответственности и поймите, что, если вы пойдете с ребенком в лес, он узнает о ботанике больше, чем в школе. Если вы возьмите его на предприятие, он узнает о технологиях больше, чем на уроках. Смотрите на ребенка, как на взрослого, и у вас все получится!
Движение «Вдохновители»
Движение «Вдохновители», объединяющее на текущий момент уже более 170 успешных российских предпринимателей, общественных и культурных деятелей, осуществляет свою деятельность при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Народного фронта.