Насколько актуальна на данный момент профессия цифрового лингвиста? Изучение каких наук она подразумевает?
Это такое экспериментальное понятие, и пока сложно прогнозировать, какие компетенции должны быть выработаны в рамках освоения этого направления подготовки, чтобы они были применимы на рынке труда. Мы понимаем, что образовательные программы, по которым идет освоение профессиональной области, независимо от того, высшее ли это образование или среднее профессиональное, должны четко стыковаться с состоянием общества и экономики, с потребностями рынка труда в глобальном масштабе, которые будут актуальны тогда, когда выпускник получит диплом.
Сейчас общество развивается гораздо стремительнее, чем это было даже 20 лет назад. Мы не можем сказать, что будет уже через четыре года после завершения бакалавриата или через пять лет после завершения специалитета, когда выпускник получит диплом, в котором будет написано, что ему присвоена квалификация цифрового лингвиста.
Относительно недавно был опубликован очень интересный документ — «Атлас новых профессий», который как раз включает в себя профессию цифрового лингвиста и, если не ошибаюсь, относит ее к 2030−м годам, к следующему десятилетию нашего века. Что это означает? С одной стороны, что сейчас пока нет того рынка труда, на котором будут востребованы такие специалисты. С другой стороны, это говорит о том, что осталось два цикла до того, как появится эта востребованность на рынке труда. И, наверное, нам уже пора начинать к этому готовиться.
Еще пять лет назад про искусственный интеллект не говорили широко. Сейчас
об этом говорят все области знаний, независимо от того, гуманитарные они или технические. Вполне возможно, что еще через пять лет мы будем тоже говорить об этом точно так же. Тот же самый машинный перевод или чат−боты — все, что связано
с лингвистической составляющей, получит такое широкое распространение или существенный толчок развития, что мы будем еще вынуждены догонять.
Поэтому, с одной стороны, мне сложно сказать сейчас, какие навыки эта профессия подразумевает. С другой стороны, мое предположение, что это действительно актуально и мы находимся в ситуации «Алисы в Стране чудес», когда для того, чтобы просто оставаться на месте, нужно бежать в два раза быстрее. Наша задача —
не остаться на месте, а двигаться вперед. Соответственно, нам нужно мчаться
со скоростью экспресса.
Лингвистика — это междисциплинарная наука. Какие карьерные возможности открывает лингвистическое образование в современном мире?
Вы знаете, может быть, этот вопрос не очень справедливо задавать мне как лингвисту профессиональному, может, его гораздо более справедливо задавать кому− то, кто не имеет лингвистического образования, потому что, конечно, я здесь предвзята. Я считаю, что лингвистическое образование открывает безграничные возможности. Что такое лингвистическое образование? Вообще, что такое изучение языка, изучение всего, что связано с языком, то есть системы грамматики, системы лексики, системы фонетической и всего, что наполняет собой язык? Это колоссальное структурирование собственного мышления. Тот, кто занимается лингвистикой, обладает примерно таким же мышлением, каким обладает тот, кто профессионально занимается, например, математикой.
Лингвистика — это система, гибкая, живая, но тем не менее это система. Со своей очень четкой структурой. И изучить язык, изучить законы языка, изучить функционирование языка, закономерности его применения и так далее невозможно, если ты не обладаешь серьезным структурированным мышлением, которое включает в себя аналитическую и критическую составляющие.
Такой тип мышления дает основу профессиональной компетенции. Получив базовое лингвистическое образование, ты уже можешь нанизывать все необходимые в дальнейшем компетенции в зависимости от того, что тебе нравится, какие у тебя предпочтения, к чему у тебя есть природные склонности. Тебе нравится работать в принципе с текстом — ты можешь быть редактором, можешь заниматься административным документо− оборотом в серьезных структурах. Если ты имеешь серьезное творческое креативное начало — можешь заниматься журналистикой или работать в пиар−сегменте, в сегменте, который связан с рекламой, средствами массовой коммуникации и с огромным пластом того, что связано с деятельностью блогеров в интернете. Лингвистическое образование даст очень серьезное конкурентное преимущество. Потому что ты знаешь, понимаешь систему языка, знаешь, как работать со словом, знаешь, как действует это слово и какой эффект оно может возыметь. Лингвистика дает базу для развития в других смежных направлениях. Кроме того, ты можешь работать в правовой области: экспертиза нормативных актов, судебная экспертиза, лингвист−криминалист — это тоже колоссальная область. Ну и конечно, филология, лингвистика дают основу для работы в области преподавания, занятия научной деятельностью, если у тебя есть к этому склонность. А дальше уже возвращаемся к вопросу цифровизации — и пожалуйста, здесь ты можешь развивать цифровой сегмент и быть крайне успешным.