Говорили, говорят и будут говорить: прикладные советы по риторике от великих
Говорили, говорят и будут говорить: прикладные советы по риторике от великих
В то время как одни дисциплины смотрят в будущее и непрерывно развиваются, опираясь на новые технологии, другие призваны возвращать исследователей к прошлому, к тем, кто стоял у истоков зарождающейся науки. Такова, например, риторика. Безусловно, искусство речи со временем меняется, углубляются знания, изменяются подходы. Однако база, на которой строится научный подход к риторике, остается сегодня не просто значимой, она продолжает быть актуальной для изучения. Именно о фундаментальном подходе и о ключевых персоналиях рассказал Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, в лекции «Риторика: наука и искусство хорошей речи». В этом материале мы даем краткую выжимку основных идей лекции.

Этот материал подготовлен на основе видеолекции «Нау» профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
Владимира Ивановича Аннушкина
В то время как одни дисциплины смотрят в будущее и непрерывно развиваются, опираясь на новые технологии, другие призваны возвращать исследователей к прошлому, к тем, кто стоял у истоков зарождающейся науки. Такова, например, риторика. Безусловно, искусство речи со временем меняется, углубляются знания, изменяются подходы. Однако база, на которой строится научный подход к риторике, остается сегодня не просто значимой, она продолжает быть актуальной для изучения. Именно о фундаментальном подходе и о ключевых персоналиях рассказал Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, в лекции «Риторика: наука и искусство хорошей речи». В этом материале мы даем краткую выжимку основных идей лекции.
  • Этот материал подготовлен на основе видеолекции «Нау» профессора кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
    Владимира Ивановича Аннушкина
Уроки Аристотеля
Уроки Аристотеля
Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «риторика — это способность находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Сегодня объяснение понятия «риторика» не изменилось. Под мастерством риторики мы подразумеваем умение доносить смысл до слушателей, находить нужные мысли, слова, уметь хорошо их произносить и доносить до слушателя.

Согласно Аристотелю, для убедительной речи нужно обратить внимание на три вещи. Во-первых, следует «предстать человеком известного склада», то есть создать нужный образ говорящего. Во-вторых, нужно представить настроение слушателей, чтобы понимать, с кем говоришь, и ориентироваться на их характер. В-третьих, необходимо решить для себя, какой должна быть речь.
Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «риторика — это способность находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Сегодня объяснение понятия «риторика» не изменилось. Под мастерством риторики мы подразумеваем умение доносить смысл до слушателей, находить нужные мысли, слова, уметь хорошо их произносить и доносить до слушателя.

Согласно Аристотелю, для убедительной речи нужно обратить внимание на три вещи. Во-первых, следует «предстать человеком известного склада», то есть создать нужный образ говорящего. Во-вторых, нужно представить настроение слушателей, чтобы понимать, с кем говоришь, и ориентироваться на их характер. В-третьих, необходимо решить для себя, какой должна быть речь.
Аристотель
384–322 гг. до н. э.
Греческий философ, ученик Платона, который положил начало многим наукам, рассмотрев предмет изучения в своих трудах.

Без Аристотеля немыслима средневековая философия — схоластика — и одно из важнейших направлений в том числе современной философии — логика. Кроме логики Аристотель занимался риторикой, политологией, естественными науками, этическими проблемами и метафизикой, то есть старался понять, как устроен мир.
Уроки Демосфена
Уроки Демосфена
Древнегреческий государственный деятель и оратор Демосфен от рождения был косноязычен, а одно его плечо было выше другого. С плечами Демосфен поступил самым простым образом: он постоянно следил за тем, чтобы держать осанку. А вот чтобы тренироваться в красноречии, он выходил на берег моря и, стараясь перекричать шум волны, произносил свои речи там. Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что Демосфен писал свои тексты, зная, что изложенное заранее на бумаге будет гораздо проще рассказать перед публикой.

Согласно Демосфену, главная часть риторики — это произношение: тебя слушают, если ты хорошо звучишь и на тебя приятно посмотреть. Для работы над произношением следует в первую очередь научиться делить речь на такты, то есть на комплексы из слов. Во-вторых, держать паузу, ведь речь воспринимается именно во время нее. Третье: во всяком такте нужно найти главное слово и сделать на нем акцент.

Демосфен утверждал, что восприятие любого человека начинается с внешности. Манера стоять, жесты, мимика — все это влияет на то, услышат вас или нет. При разговоре с другими нужно постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и за тем, как вы стоите, где в этот момент находятся ваши руки и ноги, с каким выражением лица и как вы произносите слова. Хорошая артикуляция и орфоэпия, то есть правильное произношение, появляются, когда говорят «на улыбке».
Древнегреческий государственный деятель и оратор Демосфен от рождения был косноязычен, а одно его плечо было выше другого. С плечами Демосфен поступил самым простым образом: он постоянно следил за тем, чтобы держать осанку. А вот чтобы тренироваться в красноречии, он выходил на берег моря и, стараясь перекричать шум волны, произносил свои речи там. Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что Демосфен писал свои тексты, зная, что изложенное заранее на бумаге будет гораздо проще рассказать перед публикой.

Согласно Демосфену, главная часть риторики — это произношение: тебя слушают, если ты хорошо звучишь и на тебя приятно посмотреть. Для работы над произношением следует в первую очередь научиться делить речь на такты, то есть на комплексы из слов. Во-вторых, держать паузу, ведь речь воспринимается именно во время нее. Третье: во всяком такте нужно найти главное слово и сделать на нем акцент.

Демосфен утверждал, что восприятие любого человека начинается с внешности. Манера стоять, жесты, мимика — все это влияет на то, услышат вас или нет. При разговоре с другими нужно постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и за тем, как вы стоите, где в этот момент находятся ваши руки и ноги, с каким выражением лица и как вы произносите слова. Хорошая артикуляция и орфоэпия, то есть правильное произношение, появляются, когда говорят «на улыбке».
Демосфен
384–322 гг. до н. э.
Современник Аристотеля (даже их годы жизни полностью идентичны), Демосфен был одним из самых значимых и известных ораторов Древней Греции. Ораторское искусство в те времена было неразрывно связано с политической карьерой, и Демосфен был видным политиком, который выступал в защиту полисного устройства Древней Греции. Полисами назывались небольшие города-государства с сильным самоуправлением, служившие примером греческой демократии (власти народа).
Уроки Ломоносова
Уроки Ломоносова
Ученый и энциклопедист Михаил Ломоносов, создал российскую грамматику и краткое руководство к красноречию. Он писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, находить способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Первое, что нужно человеку при изучении красноречия, или риторики, по Ломоносову, — это природное дарование. Оно заключается в остроумии и памяти. Говоря об остроумии, Ломоносов подразумевал не умение шутить, а прежнее значение этого слова, которое было в ходу в его времена: внимательный и цепкий, «острый», ум, свойственный людям, открытым новому и постоянно учащимся. Память же можно натренировать, заучивая какие-то вещи, например, стихотворения.

Ломоносов предъявляет требования и к технике речи. Он говорит, что у человека должен быть «долгий дух и крепкая грудь, дородство и осанковатый вид». Говоря современным языком, успешный оратор умеет дышать так, чтобы ему хватало воздуха сказать задуманное, и стоит прямо, расправив плечи. Говорить при этом, согласно Ломоносову, нужно языком простым, но «удовольствованным примерами».
Ученый и энциклопедист Михаил Ломоносов, создал российскую грамматику и краткое руководство к красноречию. Он писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, находить способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Первое, что нужно человеку при изучении красноречия, или риторики, по Ломоносову, — это природное дарование. Оно заключается в остроумии и памяти. Говоря об остроумии, Ломоносов подразумевал не умение шутить, а прежнее значение этого слова, которое было в ходу в его времена: внимательный и цепкий, «острый», ум, свойственный людям, открытым новому и постоянно учащимся. Память же можно натренировать, заучивая какие-то вещи, например, стихотворения.

Ломоносов предъявляет требования и к технике речи. Он говорит, что у человека должен быть «долгий дух и крепкая грудь, дородство и осанковатый вид». Говоря современным языком, успешный оратор умеет дышать так, чтобы ему хватало воздуха сказать задуманное, и стоит прямо, расправив плечи. Говорить при этом, согласно Ломоносову, нужно языком простым, но «удовольствованным примерами».
Михаил Васильевич Ломоносов
1711–1765 гг.
Всем известный Ломоносов стал первым русским ученым-естествоиспытателем и полиматом, или «универсальным человеком» (так называли людей, преуспевших во всех областях науки, например Леонардо да Винчи).

Ломоносов интересовался и физикой, и химией, и мореходством, и историей, и филологией, и, конечно, искусством риторики. Иначе как бы он сумел убеждать своих собеседников, рассказывая им о своих новаторских идеях?
Комментирует философ
Комментирует философ
  • Константин Николаевич Павлюц,
    преподаватель философии
  • Константин Николаевич Павлюц,
    преподаватель философии
В основе риторики лежит классическая модель коммуникации Аристотеля, которая и сегодня сохраняет свое значение и может результативно применяться в сфере педагогики. Она прекрасно работает, а многие иные модели коммуникации и теории риторики отталкиваются от изначальной опоры в форме идей великого греческого мыслителя.

Модель коммуникации Аристотеля также известна как «риторический треугольник» и модель «оратор — слушатели —сообщение».
В основе риторики лежит классическая модель коммуникации Аристотеля, которая и сегодня сохраняет свое значение и может результативно применяться в сфере педагогики. Она прекрасно работает, а многие иные модели коммуникации и теории риторики отталкиваются от изначальной опоры в форме идей великого греческого мыслителя.

Модель коммуникации Аристотеля также известна как «риторический треугольник» и модель «оратор — слушатели —сообщение».
  • оратор

    Это человек, передающий сообщение. Эффективность сообщения зависит не только от слов, но и от стиля передачи, тона и языка тела.
  • слушатели

    Это группа людей, принимающая сообщение. Оратор должен понимать их потребности, интересы, воззрения и ценности, чтобы эффективно передать сообщение.
  • сообщение

    Это содержание того, что транслируется. Сообщение должно составляться с учетом слушателей, чтобы соответствовать им и увлекать.
Модель коммуникации Аристотеля включает в себя три важных элемента для работы оратора: этос, пафос и логос.
Модель коммуникации Аристотеля включает в себя три важных элемента для работы оратора: этос, пафос и логос.
  • этос

    Это авторитетность оратора высказываться по определенной теме и обсуждать ее открыто и с уверенностью. У слушателей в таком случае возникает образ оратора как человека, который знает, о чем говорит, а это означает, что слушатели могут ему легко доверять.
  • пафос

    Это в буквальном переводе означает эмоцию. По сути, это установление оратором эмоциональной связи со слушателями. Слушатели должны ощущать, что с ними коммуницируют или что они связаны с оратором. Эмоциональные связи должны восхищать слушателей так, что они должны чувствовать: оратор — один из них. Пафос обозначает эмоциональный заряд сообщения. Он фокусируется на эмоциональном вовлечении слушателей и создании связи с ними с целью убедить или повлиять на их установки, воззрения или поведение. Пафос можно выражать с помощью различных элементов коммуникации: тон голоса, выражение лица, использование образного языка и иллюстраций. Обращаясь к эмоциям и создавая связь со слушателями, ораторы могут сделать свое сообщение более запоминающимся и влиятельным.
  • логос

    Это обозначает логический или рациональный заряд сообщения. Этот элемент фокусируется на содержании сообщения и его представлении слушателям. Логос можно понимать как аргументацию или рассуждение в основе сообщения, и он часто обращается к логическому смыслу или разуму слушателей. Аристотель советовал ораторам использовать ясные и логичные аргументы, предоставлять факты для доказательства своих тезисов и использовать рассуждение для связи своих идей и убеждения слушателей. Так ораторы могут создавать убедительные сообщения, содержательно обоснованные и эффективно влияющие на слушателей.
В ходе подготовки статьи использованы материалы лекции «Риторика: наука и искусство хорошей речи», прочитанной Владимиром Ивановичем Аннушкиным, профессором кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина для проекта «Нау. Путеводитель по науке в Москве».
В ходе подготовки статьи использованы материалы лекции «Риторика: наука и искусство хорошей речи», прочитанной Владимиром Ивановичем Аннушкиным, профессором кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина для проекта «Нау. Путеводитель по науке в Москве».
Как стать убедительнее и научиться говорить так, чтобы вас слушали? Что интересовало и Аристотеля, и Ломоносова? Как можно «прокачать» себя и стать человеком, за которым пойдут другие? В лекции о риторике доктор филологических наук, профессор Владимир Иванович Аннушкин, отвечает на эти вопросы и на своем примере показывает, насколько важно уметь выразительно говорить.