Электрокурс
В Москве не так давно заработал новый вид наземного городского транспорта — электробус. Главная особенность автобуса, работающего на электрической тяге, — экологичность. Он заряжается на конечных остановках маршрута и в автобусных парках. В электробусе есть USB-зарядки и климат-контроль. Словом, ездить в электробусах очень приятно, поэтому мы решили прокатиться по одному из маршрутов и рассказать о том, что интересного можно встретить в городе на остановках. Итак, мы сели на электробус, идущий по маршруту т7,
у станции метро «Парк Победы» и следующая остановка…
Музей-панорама «Бородинская битва»

Музей находится по адресу: Кутузовский проспект, 38, стр. 1 и работает с 10:00 до 18:00, в четверг — с 10:00
до 21:00. В пятницу музей закрыт.

Сайт музея-панорамы
«Бородинская битва»

Сотрудники
музея-панорамы
об архитектуре здания



Стеклянный фасад здания музея видно издалека. Панорама — это живописное полотно шириной 15 и длиной 115 метров, написанное художником-баталистом Францем Рубо в 1912 году, к столетию Бородинской битвы. Первое здание выставочного павильона не сохранилось, оно находилось на Чистых прудах. На Кутузовский проспект панорама переехала к 150-летию Бородинской битвы, в 1962 году. Необычное для подобных мемориальных строений здание стало не только архитектурным, но и инженерным решением. Здание построено в стиле советского модернизма, характерного для 60–80 гг. XX в. и наследующего конструктивистскому стилю, господствовавшему в 20–30 гг. XX в. При первом взгляде на него можно увидеть столбы-опоры, на которые помещено здание цилиндрической формы с прямой крышей, ленточное остекление, основные материалы облицовки — стекло и алюминий. Благодаря этому здание выглядит очень легким, оно словно парит в воздухе. Архитекторы постарались сделать так, чтобы у посетителей складывалось ощущение, что они находятся внутри полотна, в гуще событий. Недавно здание было отремонтировано, и музей-панорама вновь открылся для посетителей в 2019 году.
Остановка «Улица Дунаевского»! Как только вышли, идите в сторону Москвы-реки. Ориентир — высокая круглая башня, расположенная по адресу: набережная Тараса Шевченко, 23А. Построенная в 2001 году, эта башня стала первой из комплекса «Москва-Сити» и единственной, которая стоит на правом берегу Москвы-реки. Мы привыкли думать, что чем здания старше, тем они интереснее. Но, конечно, все не так однозначно. Видеть современную архитектуру — это совершенно отдельный навык, который может рассказать вам о том, куда устремлены лучшие умы, о том, как будет меняться мир в ближайшем будущем, потому что архитектура отражает представления о мире, господствующие в обществе. Возьмем простой пример — готическую архитектуру, которая рождена в религиозную эпоху. Высокие здания заставляют человека чувствовать себя маленькой частью большого мира, требуют смотреть вверх, на небо. Другой пример — архитектура начала XX века, конструктивизм. Сто лет назад здания строились с учетом самых передовых представлений о том, какой будет жизнь будущего: свободной от бытовых проблем, полной общения, стремления к знаниям. Отсюда большие общественные пространства: библиотеки, лектории, дворцы культуры — и совсем небольшие жилые помещения.

Итак, мы на смотровой площадке, расположенной у подножья «Башни-2000». Небоскреб, в котором расположены офисные помещения, отделан стеклом и больше всего напоминает инопланетный космический корабль, высадившийся на берегу Москвы-реки. Это впечатление укрепляет и мост, который отходит от здания. Он похож на часть корабля: легко представить, что один из секторов здания стал трапом, предназначенным для спуска с корабля прямо к основному комплексу зданий «Сити». Если не готовы идти по «трапу», то рядом — смотровая площадка, с которой можно наблюдать другой берег Москвы-реки. Отсюда открывается вид на «Москва-Сити» — одно из знаковых мест современной Москвы. Строительство комплекса должно закончиться в 2024 году, хотя основные здания уже давно эксплуатируются. «Сити» это деловой квартал, подобные есть в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Здесь работают, живут, отдыхают. По идее инфраструктура создана таким образом, что позволяет не выезжать за пределы квартала (конечно, если вы этого хотите. Если нет, то самое время сесть в электробус и продолжить прогулку).

Остановка
«Патентное ведомство»


Проект и этапы
строительства
Лужнецкого моста



Выходите на остановке «Патентное ведомство» и пройдите немного вперед, чтобы полюбоваться Лужнецким мостом. Он построен в 2001 году и может показаться новым, но это не совсем так: у моста довольно долгая история. Лужнецкий мост построен на опорах, на которых стоял другой мост, Краснолужский, до революции носивший имя Николая II (построен в 1905–1907 гг.). Сам же Краснолужский мост с помощью барж перенесли на два километра выше по течению Москвы-реки и превратили в крытый пешеходный мост, сохранив все детали. Называется он теперь именем гетмана Богдана Хмельницкого. Вы проезжали его на нашем маршруте: он находился по левую руку, когда мы свернули с площади Европы на Бережковскую набережную.

Лужнецкий мост — арочный. Это старейший тип конструкции моста, который был разработан еще в Древнем Риме. Основные несущие конструкции — арки и своды. Такому мосту нужно иметь крепкие опоры: именно они принимают на себя всю нагрузку постройки. Арочными являются и все мосты средневековой Европы.

От старого — Краснолужского — моста Лужнецкому достались чугунные перила, башни, облицованные серым гранитом, и монументальные гранитные шары, которые «открывают» мост.

С Лужнецкого моста открывается вид на Лужнецкую и Новодевичью набережные, Новодевичий монастырь и Воробьевы горы.

Остановка
«Городской дворец творчества»

Издание об архитектуре Московского дворца пионеров
А в обиходе — Московский дворец пионеров. Наверняка вы там были и не раз. Многочисленные кружки, дополнительные занятия, мероприятия: Московский дворец пионеров на Воробьевых горах — место притяжения многих поколений москвичей.

Сегодня мы посмотрим на него другими глазами. Дело в том, что здание Дворца пионеров, построенное в 1964 году, — это памятник архитектуры советского модернизма. При создании в нем было продумано все — от окружающей территории до отделочных материалов, дизайна мебели и освещения, которое, по словам авторов проекта, «имеет далеко не последнее значение и может служить основной темой композиции. Важен не только прием освещения, но и сам светильник, его размеры и масштабность по отношению к другим элементам пространства».

Московский дворец пионеров является самым крупным учреждением дополнительного образования в России, а его территория составляет 44 га. Здесь его парк с прудом и многочисленными местами отдыха.

«Дворец пионеров, по утверждению его создателей, — парковое сооружение, оно отодвинуто в глубь участка и расположилось на зеленой лужайке, вдали от шумных городских проездов. Такое решение вытекало из самой темы — детского сооружения, образу которого более всего соответствует характер лагерного городка. Здесь наиболее уместно подчинение архитектуры "микроклимату" участка, создание внутренней среды, не претендующей на прямую композиционную связь с городом».

Остановка «Травмпункт»

Об истории
Голицынской
больницы



Выходите смело, несмотря на название. Идем смотреть больницу и знакомиться с образцом чистого классицизма: в этом архитектурном стиле и построен один из нынешних корпусов Первой городской клинической больницы им. Пирогова, или Первой градской, расположенный по адресу: Ленинский проспект, 10. История этой больницы насчитывает более двух веков: в 1802 году на этом месте была основана Голицынская больница для бедных. Здесь бесплатно лечили всех бедных городских жителей (но не крепостных крестьян). Строили больницу по принципу городской усадьбы: за зданием был устроен регулярный[1] парк, а само здание напоминало о характерном для московских усадеб парадном подъездном дворе, который отделен от улицы оградой. Внутри здания больницы располагался храм, который также делил здание на мужскую и женскую половины с отдельными входами.

Несмотря на то что планировкой здание напоминало усадьбу, внутри больница создавалась с учетом передового опыта того времени. Палаты для больных группируются по сторонам продольного коридора (вспомните, это первая городская больница в Москве, то есть это первое место в городе, куда мог обратиться любой, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь). Инфекционные больные содержались отдельно. На первом этаже здания находились приемный покой и аптека.

[1] Парк, имеющий геометрически правильные формы, в отличие от пейзажного, который подражает природе. Регулярный парк еще называют французским.
Остановка
«Кинотеатр "Ударник"»

Сайт арт-центра
Конечная! Остановка «Кинотеатр "Ударник"». Проходим немного по направлению к Болотной набережной и оказываемся у здания арт-центра «ГЭС-2», который готовится вот-вот открыться для посетителей.

В случае со зданием ГЭС-2 мы наблюдаем феномен под названием ревитализация — изменение назначения зданий и восстановление старой постройки, но уже в другом статусе. Например, здание на Болотной набережной было построено в качестве электростанции в 1907 году. А сейчас это центр современного искусства. Место то же, здание то же (или почти), а вот его функция изменилась кардинально. В задачи ревитализации входит не только попытка вдохнуть новую жизнь в устаревшие строения, но и сохранение самобытности городской среды. Поэтому цель ревитализации — не снести и построить новое, а осовременить то, что было, найдя ему новое применение.

Электростанция появилась на Болотной набережной в 1907 году и стала ярким примером промышленной архитектуры того времени. Одна из ярких особенностей здания — стеклянная крыша. В те времена это был довольно трудно реализуемый проект, в котором участвовал даже знаменитый инженер Владимир Шухов (помните Шуховскую башню неподалеку от телецентра на Шаболовке?).

Открытие арт-центра запланировано на осень 2021 года, а вот само здание и окружающую территорию можно рассмотреть уже сейчас.

Главный вход расположен со стороны набережной. За счет остекления фасад превращается в часть городской среды. На первом этаже здания располагается Проспект — фактически новая московская улица, которая соединяет Дом на набережной и Патриарший мост.