«А что, если…»: интервью куратора МПОМ
«А что, если…»: интервью куратора МПОМ
«Нау» поговорил с Анной Батовой, куратором Музея профессионального образования Москвы с момента его открытия в 2020 году. Анна рассказала о том, как устроено пространство музея, о том, как музей становится профориентационным центром, и о мероприятиях, которые можно проводить на его площадке.
«Нау» поговорил с Анной Батовой, куратором Музея профессионального образования Москвы с момента его открытия в 2020 году. Анна рассказала о том, как устроено пространство музея, о том, как музей становится профориентационным центром, и о мероприятиях, которые можно проводить на его площадке.
Что дает посетителям Музей профессионального образования? Как по-разному он может быть интересен школьникам, их родителям, их бабушкам и дедушкам?
Музей профессионального образования дает возможность посетителям приобрести новый социальный опыт через интерактивное взаимодействие с экспонатами. Для школьников и студентов музей — это современное образовательное, профориентационное и воспитательное пространство. Бабушки и дедушки найдут в музее предметы, знакомые им с детства: советские значки (например, за ГТО и другие), мотивирующие плакаты, радиоприемники и другие предметы быта.

А с другой стороны, они смогут взглянуть на профтехобразование в ретроспективе, увидеть связь профтеха и прогресса, осознать перспективы и достоинства современной СПО. Мне кажется, музей поможет им вспомнить, каково это — быть 15–16-летним подростком и выбирать свой путь в жизни. Это совсем непросто, это стресс, и мы видим, как на самом деле школьники обеспокоены своим будущим, они довольно осознанны в этом вопросе, но у них недостаточно знаний и ориентиров. Старшему поколению стоит это учитывать. Часто бабушки, дедушки, родители очень требовательны к своим детям, музей же позволит поговорить с молодежью на одном языке.
Мы помогаем школьникам немного «выдохнуть» в плане выбора профессии, убеждаем их, что на самом деле они могут за всю жизнь попробовать множество направлений и в каждом достичь определенных успехов. Сейчас выбор специальности — это необязательно выбор на всю жизнь. Но часто детям это именно так и транслируют, отчего школьники еще больше тревожатся.

Музей готовит мастер-классы и профориентационные мероприятия, в основном креативного спектра. Ребята у нас могут попробовать себя в роли издателя или дизайнера, это откроет им новые профессиональные пути или даст четко понять: эта специальность не для них. Бывает, что дети про профессию что-то нафантазировали и хотят вообще другого от жизни, тут мы помогаем. Экскурсоводы музея в основном молодые и сами прекрасно помнят сложности выбора, поэтому у них хорошо получается успокаивать и мотивировать подростков, находясь ближе к ним.
Родителей вопрос профориентации детей беспокоит иногда больше, чем самих будущих абитуриентов. Соответственно, родителей мы тоже немного успокаиваем: рассказываем о плюсах СПО, о путях трудоустройства, развеиваем мифы, связанные с этими темами, даем конкретные инструменты через призму истории профтехобразования.

Музей работает адресно и решает задачи конкретного поколения, но каждый посетитель точно сможет найти новые знания и новые подходы, даже если пришел без конкретной цели. Наш музей — очень комфортное в психологическом аспекте пространство для всех возрастов!
Что вы бы изменили в музее?
Музей меняется и развивается постоянно. Сегодня перед музеями стоят задачи международного формата, музейный сегмент развивается с учетом потребностей посетителя. Музеи стремятся стать интересными, интерактивными, образовательными, не теряя исторической достоверности и музейных традиций, активно вовлекают в свою деятельность как можно более широкую аудиторию всеми доступными на сегодня способами. Вследствие этого профессия музейного сотрудника стремительно молодеет, мы пересматриваем подходы и инструменты, которые использовались ранее.
Наш музей в том виде, в котором он существует, довольно молод. Так что на момент открытия учитывались практически все актуальные тенденции. Концептуально мы бы ничего не меняли, это пока не требуется. Единственное, можно добавить больше VR и AR и проводить наши мероприятия даже в виртуальном формате.
Сколько времени нужно, чтобы обойти всю экспозицию?
Время, за которое можно обойти всю экспозицию, зависит от способа изучения этой экспозиции. Если задача — пройти весь музей от начала и до конца максимально быстро, то в МПОМ все легче, чем в Эрмитаже например. Музей с учетом лестницы человек со средним здоровьем может пробежать минут за пять.

Если изучать каждый экспонат и инсталляцию в течение одной минуты, то потребуется несколько часов, много часов!
Но если говорить серьезно, то в рамках ознакомительной экскурсии требуется 40–60 минут для изучения всего музея. Но это, конечно, все сложно, одну инсталляцию «Эволюция» можно рассматривать минут 15, роспись «Взгляд в будущее» — 20 минут, а крутить подставки на новых многофункциональных столах в зале «Конструктор будущего» можно бесконечно!

Мы помогаем школьникам немного «выдохнуть» в плане выбора профессии, убеждаем их, что на самом деле они могут за всю жизнь попробовать множество направлений и в каждом достичь определенных успехов.
Мы помогаем школьникам немного «выдохнуть» в плане выбора профессии, убеждаем их, что на самом деле они могут за всю жизнь попробовать множество направлений и в каждом достичь определенных успехов.
Какие занятия можно проводить в музее и как задействовать экспонаты?
В нашем музее экскурсоводы, преподаватели и посетители ограничены только возможностями своей фантазии. В МПОМ можно все, что не вредит здоровью посетителя и сохранности музея: читать, слушать, играть, трогать экспонаты, громко разговаривать или вообще не разговаривать, проходить квесты, считать шестеренки, спрятанные по всему музею в разных объектах, рисовать, проводить исследования.

Школьники, которые приходят к нам в рамках «Креативной вертикали», решали квест командами: искали спрятанные подсказки, разгадывали шифры, рисовали гусей — и все это, чтобы получить пароль для большого задания в рамках проекта. Со сложностью квеста мы немного перебрали, но опыт для школьников был новый: учишься и думаешь в процессе развлекательного мероприятия. Для квеста использовали один из номеров журнала «Нау», печатную версию того самого издания, который вы сейчас читаете.
Для активностей в музее часто используем мультимедийную систему. Иногда для понимания чего-то нужно посмотреть хороший фильм и обсудить его. Такие вещи тоже проводим. А экспонаты — это простор для экскурсионного творчества. Экспонаты можно загадывать, а потом искать. С экспонатами можно фотографироваться в определенной стилистике. Форму, цвет, отличительные особенности любой части экспозиции можно использовать для самых разных задач, чем мы и пользуемся.

В рамках мысленного эксперимента или задания можно попробовать заменить вообще все, что есть в музее, или трансформировать по-своему любой арт-объект или экспонат. Можно сочинять стихи про музей, экспозицию или экскурсовода, можно фанфики писать, можно предлагать свои выставки. Кстати, студенты Техникума Красина уже сделали одну мобильную выставку в музее, называется REQ. Ее до сих пор можно изучить на сайте.
Музей в плане занятий очень пластичный. Рутина утомляет, одна и та же экскурсия может обрасти множеством новых деталей прямо в режиме реального времени, если у сотрудника или гостя появится интересная идея.

У нас вообще много что начинается с фразы «А что, если…». Хорошая фраза и действенный подход. На все идеи, правда, не хватает времени, но мы стараемся все успеть!
Что вы посоветуете почитать по музейному делу?
Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. Я советую чаще посещать музеи и спрашивать у сотрудников про их личный опыт и отношение к профессии.

Это лучший способ получить актуальную информацию по современным музеям. Но полезно еще прочитать про практики прошлого и подходы, которые изменили концептуальные принципы работы музея.

В издательстве Ad Marginem есть несколько книг: «Справочник куратора» Эдриана Джорджа, «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста, «Беседы с кураторами» Терри Смита. В этом издательстве можно просто открывать раздел «Кураторство и музеология» и выбирать книги под свои мысли и задачи.

С книгами, как и с музеем и еще много с чем, сначала нужно сформулировать цель: цель экскурсии, цель посещения музея или цель прочтения книги. И только потом можно выбирать!

Есть еще книга для посетителей: «Как ходить в музей» Йохана Идема. Казалось бы, что сложного в посещении музея? Берешь и приходишь, зачем еще какие- то инструкции, книги? Может, еще экзамен сдать? Но я считаю, что музей, выставка, поход в кино во многих случаях требуют от человека осмысленности и иногда подготовки. Потому что неподготовленному человеку сложно будет, например, при посещении Государственной Третьяковской галереи (новой или старой). Если не готовиться, все силы могут уйти на залы, которые человеку не особо интересны. Соответственно, самые классные штуки человек уже увидит, будучи выжатым и немотивированным.
Смотреть абсолютно все в больших музеях — большая ошибка. Это Музей профтехобразования довольно камерный — в нем нормально посмотреть все и сразу, но все равно концентрация происходит на конкретных акцентах музея. И за одно посещение все смыслы МПОМ нельзя считать. Что уж говорить про гигантов — Эрмитаж или Дарвиновский музей.

Наверное, очевиднее всего будет пример с детьми. Как часто можно встретить в музее зевающего школьника? Часто (не в нашем). И это не всегда проблема музея.

Масштабные организации не имеют такой привилегии, как мы: изучить досконально свою аудиторию и работать максимально адресно. Поэтому ответственность за успешную операцию под кодовым названием «Мы идем в музей» должны брать на себя инициаторы похода — родители или преподаватели.

К музею детей нужно готовить, объяснять, что они получат в результате. Можно заранее давать детям задания — найти экспонаты по силуэту, найти в музее три круглых экспоната, придумать сказку, задать три вопроса экскурсоводу, провести самому экскурсию, провести экскурсию персонажу мультика. Сам родитель или педагог очень поможет ребенку проникнуться музеем, если немного подготовится — придумает интересную, понятную ребенку цель, сравнит какой-то экспонат в музее с популярным у ребенка персонажем. В зависимости от возраста подобные приемы меняются. Но поверьте, если проявить креативность, то для любого человека поход в музей станет увлекательным приключением.
Чтобы проникнуться этим и другими подходами при организации детских экскурсий, советую книги: «Про рамы и картины» Валентины Бялик, «Большая инвентаризация искусства» Луизы Локкар, «Как устроен музей» Ондржея Хробака, Ростислава Корычанека и других.

Недостаточно только читать книги. Нужно внимательно смотреть на все. Взрослым нужно смотреть на мир глазами ребенка, удивляться. Увиденное еще хорошо обсудить. Искусство помогает человеку в разных ситуациях. И музеи — это не пыльные экспонаты под стеклом, это возможность поговорить, подумать, оказаться в совершенно другом мире. Если вы чувствуете, что хочется чего-то нового, для начала сходите в музей.
Занятия в музее могут быть:
// долгие и быстрые;
// индивидуальные и коллективные;
// смешные и серьезные;
//о прошлом и о будущем;
// с использованием мультимедийных технологий и без них;
// интересные и интересные.
Занятия в музее могут быть:
// долгие и быстрые;
// индивидуальные и коллективные;
// смешные и серьезные;
//о прошлом и о будущем;
// с использованием мультимедийных технологий и без них;
// интересные и интересные.
С какого возраста можно приходить в музей? Почему?
Наверное, совсем маленьким детям будет не очень понятно в нашем музее, им мы можем предложить только зрелищные инсталляции и станки. Но тут нужна и помощь родителей в объяснении таких понятий, как профтехобразование, профессии и их виды.
В целом мы могли бы подготовить интересную экскурсию и для детей четырех лет, но пока к нам не записывались такие маленькие посетители. Знакомство с профтехом в нашем музее (как способ поговорить с ребенком об интересах) можно начинать с шести лет. Но сейчас наша основная, целевая аудитория — 12+.
Пожилым людям иногда тоже бывает необычно в музее — у нас все очень непривычно для них. Экспонаты трогать можно, эмблема «Трудовых резервов» не просто символ, а часть светящейся и вращающейся инсталляции. Но музей больше радует и удивляет, чем шокирует.
Какие навыки вы «прокачиваете», работая в музее?
Музей иногда даже помогает быть собой, в процессе работы понимаешь, что тебе самому интересно, понимаешь, на что способен. Музей развивает креативность: учишься придумывать на ходу. Коммуникация тоже получается не рутинная.
Каждый человек требует своего подхода. С детьми приходится еще и отслеживать тренды: какая игра сейчас самая популярная, что становится мемом и так далее. Музей как мем тоже хорошая тема для экскурсии. Мне кажется, подросткам понравится.
Как может развиваться карьера музейного сотрудника?
Музейный работник чаще всего занимается развитием и систематизацией музейной экспозиции. Некоторые работники организуют выставки и оформляют выставочные пространства, занимаются продвижением и популяризацией музейного дела. Этот вид деятельности дает большой простор для творческого и личностного развития.
В категорию «музейный работник» попадают также кураторы различных выставок, передвижных комплексов и композиций. Они не только развивают музейное дело в классическом понимании, но и проводят рекламные компании, взаимодействуют со средствами массовой информации, организуют презентации и семинары.
Музейный работник может стать известной личностью в сфере историографии, музейного дела, изобразительного искусства. Есть возможность заняться административной работой, возглавить какой-либо выставочный комплекс. Многие музейные работники пишут научные работы и монографии, становятся признанными авторитетами в своей сфере деятельности.
Что вам дает работа в музее?
Знакомство с историей определенного предмета, человека. А главное — передача и трансляция культуры и искусства, их смыслов посетителю. Значительная часть музейной работы — это регулярное общение с посетителями и взаимодействие с другими организациями.
Это прекрасная возможность завести новые знакомства и обменяться опытом. В современном мире чем больше коммуникаций, тем больше возможностей для профессионального и личного роста.
Были ли какие-то интересные случаи, связанные с музеем?
Все случаи связаны с людьми, которые приходят в музей. Дети выдают иногда очень милые или смешные ответы. Например, изучая стену с эмодзи, в которой зашифрована история профтеха (мультимедийный объект), одни школьники расшифровали наступление промышленной революции так: «Придумали Феррари». Там была изображена красная машина.
Интересно и необычно было проводить онлайн-экскурсии. Музей был открыт в 2020 году, в пандемию. Так что нам пришлось осваивать дистанционный формат. Как мы старались передать атмосферу через камеру... Все показывали вблизи, меняли ракурсы, но все равно иногда у онлайн-посетителей музея включался звук и они пытались вызвать врача в этот момент.
У нас много разных историй, особенно от взаимодействия с молодой аудиторией. Дети смотрят на мир по-своему и рассказывают нам много всего классного. Так что, получается, не только посетители получают знания от экскурсоводов, но и экскурсоводы — от посетителей.

Музейный работник может стать известной личностью в сфере историографии, музейного дела, изобразительного искусства.
Музейный работник может стать известной личностью в сфере историографии, музейного дела, изобразительного искусства.