Каждая экскурсия музея — новая экскурсия
Каждая экскурсия музея — новая экскурсия
Чтобы посмотреть на музейное дело со всех сторон, мы взяли интервью у главного экскурсовода Музея профессионального образования Москвы Анастасии Фадеевой.

Настя рассказала нам, как можно успокоить расшумевшихся школьников, придумать экскурсию за час и какие мероприятия, помимо экскурсий, можно проводить в музейных стенах.

Чтобы посмотреть на музейное дело со всех сторон, мы взяли интервью у главного экскурсовода Музея профессионального образования Москвы Анастасии Фадеевой. Настя рассказала нам, как можно успокоить расшумевшихся школьников, придумать экскурсию за час и какие мероприятия, помимо экскурсий, можно проводить в музейных стенах.
Если к нам приходят школьники — делаем профориентационные мероприятия. Заранее спрашиваем, что интересует конкретных детей, и готовим экскурсии под ключ.
Если к нам приходят школьники — делаем профориентационные мероприятия. Заранее спрашиваем, что интересует конкретных детей, и готовим экскурсии под ключ.
Какие экскурсии есть в Музее профессионального образования Москвы? На кого они рассчитаны?
У нас есть две базовые экскурсии: «Знакомство с музеем» и «Профессии. Вчера. Сегодня. Завтра». Их мы рассказываем всем новым посетителям музея, адаптируя материалы под возраст. То есть школьникам из седьмых классов нужно более подробно и на простых примерах объяснять, что такое реди-мейд и оммаж. Детей, кстати, больше радует трогать экспонаты в музее, им важен тактильный контакт. Люди постарше скорее слушают, смотрят и по привычке с опаской дотрагиваются до экспонатов.

Помимо базовых экскурсий, к каждому интересному инфоповоду или празднику мы стараемся придумать новый интерактив в музее. Например, к 8 Марта рассказывали о женщинах в профтехе в прошлом и сейчас. Презентовали реальные истории трудящихся женщин и дискутировали о том, какое будущее ждет женский профтех.
К 12 апреля делали неделю космонавтики и задействовали студентов Техникума Красина. Ребята сделали классный, позитивный стикер-пак для «Телеграма», мы его еще дополнительно выпустили ограниченным тиражом (с помощью типографии техникума) и дарили посетителям. Тогда в ракурсе профтехобразования и космонавтики мы узнали почти все о Юрии Гагарине, вплоть до легенд о его визите к королеве Великобритании.

К первой онлайн-экскурсии, которая выпала на декабрь, в период CoViD-19, собрали информацию про елочные игрушки и их производство, по сотрудникам собрали старые образцы и демонстрировали их в прямом эфире. Даже елку принесли в музей на время экскурсии, чтобы создать атмосферу. А я переживала, не разобью ли я семейные реликвии во время съемок.
Если к нам приходят школьники, делаем профориентационные мероприятия. Заранее спрашиваем, что интересует конкретных детей, и готовим экскурсии под ключ.

На самом деле, каждая экскурсия музея — новая экскурсия. Мы ориентируемся на посетителей и дискуссию с ними. Лично для меня одна из ценностей музея — открытый диалог с человеком. Каждый приходит в музей с какими-то своими желаниями, задачами что-то узнать, убедиться в чем-то. И важно ответить именно на запрос конкретного человека. У нас, разумеется, есть фундаментальные вещи, которые мы всегда проговариваем: об СПО сейчас, о роли такого образования в современной экономике, о креативных индустриях и о трудовых резервах. Но даже эту информацию можем рассказывать ребенку и пенсионеру по-разному.
Какие вопросы посетители задают чаще всего?
Весь наш диалог строится на дополнительных вопросах от посетителей. А какие-то вопросы предвосхищаем с учетом опыта и сразу отвечаем. Ветеранов, которые приходят в музей, волнует, как с МПОМ взаимодействуют студенты, что делают. Поэтому на встречи с ветеранами мы приглашаем самих студентов и они уже рассказывают о своей роли в музее.

Музей технологичный, так что у многих появляются вопросы: а из каких материалов что-то сделано, например наши парты на первом этаже. Школьники еще спрашивают, стоят ли у нас в кабинетах такие парты. Ну парты правда очень приятные.

Часто спрашивают, как вообще все было придумано в музее, кто делал дизайн. Очень удивляются, когда узнают, что весь музей создан силами преподавателей техникума.
Про шестеренку на первом этаже спрашивают — кинетическую инсталляцию «Эволюция». Но тут у всех один вопрос: вечно ли она вращается? Спрашивают еще, зачем нам так много розеток в полу.

В итоге тут два варианта: либо мы очень хорошо рассказываем об истории профтеха, что у людей не возникает вопросов, либо музей так интересно сделан, что сами объекты иногда волнуют людей больше всего.

Школьники еще спрашивают после экскурсии, как поступить в Техникум Красина. Тоже отвечаем, так как культуру техникума знаем хорошо.
Наверное, мы тот музей, который сам задает вопросы посетителям, много вопросов. Просим людей порефлексировать над своим будущим и над будущим образования. Предлагаем угадывать стихотворения Маяковского, спрашиваем про произведения Малевича. На самом деле нам важно знать, что думают гости музея. Мы хотим не рассказывать свысока о достижениях и прорывах, мы хотим говорить с посетителями на одном уровне, а для этого людей нужно узнать, немного подружиться.
Нам важно знать, что думают гости музея. Мы хотим не рассказывать свысока о достижениях и прорывах, мы хотим говорить с посетителями на одном уровне.
Если к нам приходят школьники — делаем профориентационные мероприятия. Заранее спрашиваем, что интересует конкретных детей, и готовим экскурсии под ключ.
Как придумать тему для экскурсии или занятия в музее (в любом, не только в МПОМ)?
Просто и очень сложно. Еще можно спросить, можно ли придумать экскурсию за час — можно! Потому что к нам иногда неожиданно, без записи приходили люди и хотели чего-то нового!

А вообще, для музея нет каких-то конкретных правил генерации идей. Все как в любой творческой задаче. Сначала отталкиваемся от целевой аудитории, узнаем про нее хотя бы базовую информацию — возраст, интересы. Дальше думаем, как этой аудитории мы хотим рассказать о музее, думаем, что будет полезно узнать, что посетителям захочется попробовать на себе. На этом этапе формулируем задачи экскурсии. А дальше просто изучаем подходящие под ЦА задачи и материалы, придумываем форматы, в которых будем взаимодействовать.
Иногда привязываемся к инфоповодам. Например, прошла Неделя дизайна, к нам записались школьники в этот период. И мы уже думаем, как рассказать о дизайне детям, как это сделать понятно, что будет важно, а что нет.

Тестируем некоторые факты на коллегах и студентах. Если им интересно — можно брать. Если нет — думаем дальше.

Что-то сгенерировать можно, только если понимаешь цель, если понимаешь, а зачем тебе это нужно, а зачем другим нужно. Без этого у любой экскурсии или занятия КПД будет не самым приятным.

Если говорить уже о конкретных нюансах, то мы читаем новости о новых музейных практиках, что предлагают музеи Москвы, Лондона, Нью-Йорка. Читаем про креативные техники, пробуем на себе, а потом на других. Смотрим, что вообще происходит в креативном секторе и какие тенденции восприятия у людей сейчас. Дети, которые приходят в музей, в основном обладают клиповым мышлением. Это не хорошо и не плохо, это просто есть. Так что под них уже нужны новые мероприятия. Для олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» мы вообще создали инфографику обо всей истории профтеха в формате эмодзи. Детям нравится.

Считаю, что нужно постоянно искать новое, смотреть вокруг, читать про мир, говорить с людьми. Так идеи тем экскурсий и занятий будут сами приходить.
Что можно проводить в музеях, помимо экскурсий?
Наверное, все… Все, что касается искусства, науки, истории, творчества. Мы опробовали мысленные эксперименты, квесты, квизы, кинолектории, игротеки, мастер-классы, турниры компьютерных игр, встречи с интересными спикерами.
Я бы сделала новогодний адвент музея, чтобы каждый день наши самые активные посетители могли получать интересные задания или факты о профтехобразовании Москвы.
Современные музеи — уникальные площадки. Это место соединения творческих людей, научных специалистов, людей самых разных профессий и интересов. Музей может быть центром креативного кластера и использовать ресурсы других проектов. Так что сложно ограничить сферу деятельности музея.
Сколько по времени длится идеальная экскурсия? Почему?
Время экскурсии тоже зависит от самих людей. Есть посетители, для которых идеальной будет экскурсия в десять минут, а дальше они уже сами. А приходят и такие посетители, с которыми мы по нашему не очень большому музею ходим несколько часов и дискутируем. Тут все так индивидуально.
Но близка к идеальной та экскурсия, которая удовлетворяет потребностям посетителя и отвечает нашим задачам, а от времени тут не так много зависит. Может получиться очень информативная, бодрая и продуктивная экскурсия за 15 минут. И такие у нас были.
С таймером мы не ходим. Ходили только один раз — в день открытия музея. У нас тогда было много посетителей, и поэтому пришлось сделать жесткий тайминг. Вот тогда действительно все было по минутам. Но мне, как человеку, который всю жизнь борется с тайм-менеджментом, это вообще давалось тяжело и очень волнительно.
Близка к идеальной та экскурсия, которая удовлетворяет потребностям посетителя и отвечает нашим задачам, а от времени тут не так много зависит. Может получиться очень информативная, бодрая и продуктивная экскурсия за 15 минут. И такие у нас были.
Близка к идеальной та экскурсия, которая удовлетворяет потребностям посетителя и отвечает нашим задачам, а от времени тут не так много зависит. Может получиться очень информативная, бодрая и продуктивная экскурсия за 15 минут. И такие у нас были.
Что вам дает работа с посетителями, экскурсии и т. д.?
Банально, но работа с посетителями дает много эмоций. Приятно общаться с людьми, настроенными на познание. Очень люблю говорить с детьми, хоть это и эмоционально сложно для меня. Дети не обременены тем количеством шаблонов и  стереотипов, как взрослые. Они еще не несут такой своеобразный груз собственного опыта и поэтому часто говорят просто потрясающие вещи.

Немного здесь отойду от основной деятельности музея и расскажу про «Креативную вертикаль» — московский проект, который реализуется в Техникуме Красина на базе музея. Каждую пятницу к нам приходят 40 школьников из седьмых классов, чтобы учиться быть креативными. Сама задача, возможно, немного противоречивая. Нельзя научить по шаблонам быть креативным, мыслящим нестандартно, готовым взяться за новую задачу, которую еще никто не решал. Но в рамках занятий мы (сотрудники музея) и не даем детям никаких рецептов креативности.
Мы ставим ребят в необычные для них условия, создаем ситуации, в которых семиклассники сами формулируют себе задачу или решают проблему, для которой универсального решения еще нет. Бывает сложно. Во-первых, иногда школа учит действовать исключительно в рамках. Школьники привыкают к стандартным алгоритмам, паттернам, к выполнению типовых, рутинных задач. И тут тяжело периодически показать детям, что от некоторых правил отходить нормально, если дело касается творческой мысли. Но наши школьники уже привыкли к необычным и даже странным заданиям. За полгода вертикали у нас уже организовался веселый маскот, который поддерживает как нас, так и детей, — мистер Гусь. Мы придумали свои государства и гербы к ним, генерировали 120 идей за 30 минут, искали общее у энергии и батареи, много всего уже было. И с каждым разом становится все более интересно — и нам, и школьникам.
Необходимость каждый раз придумывать, что-то новое тоже радует. А без этого музей не будет жить. Нельзя сгенерировать один смысл, поставить его под стекло и просто всем рассказывать, какой музей классный. Нужно постоянно искать новое. Это утомляет, но результат радует. Даже если какая-то практика провалилась, а такое тоже бывает, мы не отчаиваемся. Просто нашли новый неработающий способ, тоже хорошо.

Музей заставляет развиваться, ставит экскурсовода вот в такие условия, и это дает почву для рефлексии, в том числе профессиональной.
Расскажите, что вам больше всего запомнилось в работе с посетителями? Были какие-то необычные случаи?
Каждая экскурсия чем-то запоминается, потому что люди приходят разные и музей воспринимают через призму своего опыта. Например, после открытия музея был случай с нашим советом ветеранов. Ветераны не сразу узнали эмблему трудовых резервов в обновленном музее, хотя это тот знак, который они видели много лет и его дизайн мы не меняли. Но технологичность музея, совершенно новые образы так ярко были восприняты советом, что привычный образ они сразу не считали.
Был случай со школьниками шестого класса. Они посещали музей в рамках обучения по программе «Экскурсовод 2.0» и так увлеклись взаимодействием со станками, что всю остальную экскурсию ходили с черными руками. Дело в том, что в музее используются настоящие станки, которые когда-то находились на производстве. И в самых глубинах механизмов осталось немного масла, которым смазываются детали. Школьники так долго и так подробно изучали пресс, что, можно сказать, унесли его частичку с собой. Пришлось отправить детей мыть руки.
Но здорово, что маленьких посетителей так заинтересовали экспонаты музея. Не в каждом музее можно трогать экспонаты, а это важно. Важно в разных формах взаимодействовать с музеем. Важно, чтобы музей был открытым, не просто коллекцией экспонатов за стеклом. Международная практика показывает, что всегда можно найти альтернативное решение для традиционных музейных стеллажей и использовать VR или AR. Максимальное взаимодействие позволяет прочувствовать смыслы музея и, главное, пропустить через себя.

Музей больше не центр получения информации, потому что для этого есть интернет. Музей — это место получения уникального опыта, эмоционального, духовного, культурного, развлекательного.
Музей больше не центр получения информации, потому что для этого есть интернет. Музей — это место получения уникального опыта, эмоционального, духовного, культурного, развлекательного.