Банально, но работа с посетителями дает много эмоций. Приятно общаться с людьми, настроенными на познание. Очень люблю говорить с детьми, хоть это и эмоционально сложно для меня. Дети не обременены тем количеством шаблонов и стереотипов, как взрослые. Они еще не несут такой своеобразный груз собственного опыта и поэтому часто говорят просто потрясающие вещи.
Немного здесь отойду от основной деятельности музея и расскажу про «Креативную вертикаль» — московский проект, который реализуется в Техникуме Красина на базе музея. Каждую пятницу к нам приходят 40 школьников из седьмых классов, чтобы учиться быть креативными. Сама задача, возможно, немного противоречивая. Нельзя научить по шаблонам быть креативным, мыслящим нестандартно, готовым взяться за новую задачу, которую еще никто не решал. Но в рамках занятий мы (сотрудники музея) и не даем детям никаких рецептов креативности.
Мы ставим ребят в необычные для них условия, создаем ситуации, в которых семиклассники сами формулируют себе задачу или решают проблему, для которой универсального решения еще нет. Бывает сложно. Во-первых, иногда школа учит действовать исключительно в рамках. Школьники привыкают к стандартным алгоритмам, паттернам, к выполнению типовых, рутинных задач. И тут тяжело периодически показать детям, что от некоторых правил отходить нормально, если дело касается творческой мысли. Но наши школьники уже привыкли к необычным и даже странным заданиям. За полгода вертикали у нас уже организовался веселый маскот, который поддерживает как нас, так и детей, — мистер Гусь. Мы придумали свои государства и гербы к ним, генерировали 120 идей за 30 минут, искали общее у энергии и батареи, много всего уже было. И с каждым разом становится все более интересно — и нам, и школьникам.
Необходимость каждый раз придумывать, что-то новое тоже радует. А без этого музей не будет жить. Нельзя сгенерировать один смысл, поставить его под стекло и просто всем рассказывать, какой музей классный. Нужно постоянно искать новое. Это утомляет, но результат радует. Даже если какая-то практика провалилась, а такое тоже бывает, мы не отчаиваемся. Просто нашли новый неработающий способ, тоже хорошо.
Музей заставляет развиваться, ставит экскурсовода вот в такие условия, и это дает почву для рефлексии, в том числе профессиональной.