Музей Победы в школе: как взаимодействуют школьные музеи Москвы
Музей Победы в школе: как взаимодействуют школьные музеи Москвы
В преддверии Дня Победы мы поговорили с руководителем детского центра Музея Победы Еленой Сергеевной Слесаренко о том, как устроена система школьных музеев в Москве, как стать частью программы «Школьный музей Победы», и узнали, какие экспонаты кажутся ей наиболее интересными.

Руководитель детского центра Музея Победы
Елена Сергеевна Слесаренко
В преддверии Дня Победы мы поговорили с руководителем детского центра Музея Победы Еленой Сергеевной Слесаренко о том, как устроена система школьных музеев в Москве, как стать частью программы «Школьный музей Победы», и узнали, какие экспонаты кажутся ей наиболее интересными.
  • партнеров проекта
    В Москве сегодня более 200 партнеров
    программы «Школьный музей Победы».
    200+
  • проведено выставок
    Уже 47 школьных музеев Москвы смогли
    провести выставки на площадке Музея Победы.
    47
  • партнеров проекта
    В Москве сегодня более 200 партнеров
    программы «Школьный музей Победы».
    200+
  • проведено выставок
    Уже 47 школьных музеев Москвы смогли
    провести выставки на площадке Музея Победы.
    47
Сколько всего школьных музеев Победы в Москве?
Всего участников проекта более 1600 во всех субъектах Российской Федерации. В Москве сегодня у нас более 200 партнеров. Уже 47 школьных музеев Москвы смогли провести выставки на площадке Музея Победы и не только переформатировать свои экспозиции, но и создать уникальную образовательную программу, которая теперь используется партнерами Музея Победы из других регионов.
Сегодня опыт Москвы — это передовой опыт. Те принципы, по которым сохраняются и развиваются школьные музеи здесь, должны применяться и для других школьных музеев. Наша страна удивительная, многонациональная, каждый регион внес неоценимый вклад в общую Победу и об этом должны знать все школьники страны.
О Музее Победы:
О Музее Победы:
Музей Победы, расположенный на Поклонной горе, — главный военно-исторический музей России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн, один из крупнейших военно-исторических музеев мира, общероссийский научно-исследовательский и культурно-просветительский центр.

В экспозиции музея больше 385 000 предметов, более 400 образцов техники, а на 16 гектарах территории расположено более 14 000 квадратных метров выставочных площадей.

Среди занятий, которые предлагает посетителям музей, есть как привычные форматы, так и совсем необычные, например экскурсии, проводимые детьми-экскурсоводами для детей, или экскурсия-квест «По следам фронтовой собаки» по мотивам подлинных историй самых известных собак — героев Великой Отечественной войны. На мастер-классе «Арсенал» можно познакомиться с образцами знаменитого оружия, а также собрать и разобрать автомат Калашникова.
Официальный сайт Музея Победы
Какие функции, помимо хранения экспонатов, у школьных музеев Победы могут быть?
Школьный музей — это не только практика сохранения прошлого, но и взгляд в будущее. Уникальное место, которое на основе истории района, города, села хранит память о героях, выпускниках, о подвиге учителей в годы войны. Школьный музей может соединить в себе множество функций. Одна из ведущих — это культурная направляющая в воспитании, которая предполагает интеграцию школьников в культуру своей страны.
Кроме того, школьные музеи активно общаются друг с другом, устанавливают межрегиональные связи, выполняют функцию межведомственного взаимодействия, потому что музей — это место соединения поколений людей, которые живут на конкретной территории, встречаются и передают знания подрастающему поколению.
Как принять участие в программе «Школьный музей Победы»?
Безусловно, в программе «Школьный музей Победы» работают команды педагогов и школьников со всей страны. Чтобы стать партнером, достаточно подать заявку на сайте schoolvictorymuseum.ru — и можно активно включаться в деятельность не только на уровне школы, но и на уровне региона и страны.

Школьники тоже помогают программе: ведущим проекта всегда является руководитель школьного музея и абсолютно не важно, какого возраста этот человек.
Главное, чтобы люди были увлечены делом сохранения памяти, вовлечения людей в культурное пространство школьного музея.

Мы видим много пересечений между школьными и студенческими музеями, что сегодня можно соединять с помощью современных IT-технологий: оцифровывать экспонаты, создавать викторины-квизы и онлайн-продукты на основе деятельности музея.
В любом случае, какими бы ни были технологии, ведущей остается эмоция. И ребенку, и взрослому, безусловно, прежде всего становится близок школьный музей — он начинает в нем работать, когда чувствует эти события. Очень часто ребята приносят артефакты и личные вещи ветеранов — героев войны в школьный музей, устанавливая мостик к истории большой страны от истории семьи, школы и т. д.
Школьники тоже помогают программе: ведущим проекта всегда является руководитель школьного музея, и абсолютно не важно, какого возраста этот человек.
Школьники тоже помогают программе: ведущим проекта всегда является руководитель школьного музея, и абсолютно не важно, какого возраста этот человек.
Есть ли среди общего числа музеев те, которые нравятся вам больше всего?
Любимой выставки не существует, потому что каждая выставка — уникальный культурно-образовательный проект. Впервые Музей Победы выделил площадь, чтобы школьным музеям было предоставлено отдельное помещение, отдельный зал, где они с удовольствием демонстрируют свои экспозиции, работают над ними, улучшают.
Конечно, очень важно сохранить то, что уже существует, и у нас это получается благодаря совместной работе. Мы выставляем не только московские школьные музеи, половину зала отдаем регионам. Нам важно сохранить культурный код и ценности каждого школьного музея. Кроме того, с нами активно работают музеи Республики Беларусь и новых территорий.
Площадка Музея Победы открыта для сотрудничества и обмена опытом.
В этом году к нам активно подключаются музеи организаций среднего профессионального образования, это новое, отдельное направление, которое объединит ребят и студентов Москвы.
Мы выставляем не только Москву, половину зала отдаем регионам. Нам важно сохранить культурный код и ценности каждого школьного музея.
Мы выставляем не только Москву, половину зала отдаем регионам. Нам важно сохранить культурный код и ценности каждого школьного музея.
Расскажите, пожалуйста, о запомнившихся школьных проектах.
В московской школе № 654 активисты школьного музея ставят прекрасные спектакли. А в школе № 1748 находится музей «Соловецкая школа юнг Северного флота». Музей продемонстрировал одну из самых поразительных и запоминающихся выставок на площадке «Школьный музей Победы». Интересна история создания музея «Из истории освоения космоса» в школе №  504. Начиналось все с клуба встреч с интересными людьми. Особое место в клубе отводится встречам с летчиками-космонавтами. Учащиеся школы познакомились и по-настоящему сдружились с Героями России Олегом Ивановичем Скрипочкой и Олегом Дмитриевичем Кононенко.
На одной из таких встреч в 2015 году ребята набрались смелости и попросили их взять эмблему лицея на космический корабль. Так эмблема школы стала членом космического экипажа и с июля по декабрь 2015 года совершила космический полет. Седьмого апреля 2016 года Олег Дмитриевич Кононенко вернул эмблему с печатью МКС и подписями участников космической экспедиции. Это событие и стало отправной точкой создания школьного музея «Из истории освоения космоса».
Недавно ребята из школы № 1164 открыли новый совместный музей «Донбасс. Возвращение» с ребятами гимназии № 122 города Донецка. Музей стал первым школьным музеем СВО. В музее представлены экспонаты с передовой, личные вещи и артефакты военнослужащих и добровольцев, жителей ДНР и семей школьников донецкой гимназии.
Учащиеся школы познакомились и по-настоящему сдружились с Героями России Олегом Ивановичем Скрипочкой и Олегом Дмитриевичем Кононенко. На одной из таких встреч в 2015 году ребята набрались смелости и попросили их взять эмблему лицея на космический корабль. Так эмблема школы стала членом космического экипажа и с июля по декабрь 2015 года совершила космический полет.
Учащиеся школы познакомились и по-настоящему сдружились с Героями России Олегом Ивановичем Скрипочкой и Олегом Дмитриевичем Кононенко. На одной из таких встреч в 2015 году ребята набрались смелости и попросили их взять эмблему лицея на космический корабль. Так эмблема школы стала членом космического экипажа и с июля по декабрь 2015 года совершила космический полет.
Какие экспонаты кажутся вам самыми интересными? Расскажите об одном из ваших любимых.
В школьных музеях очень часто можно встретить совершенно уникальные предметы, которые заставляют по-новому взглянуть на прошлое. Эти артефакты способны увлечь настолько, что вокруг них возникают интересные проекты и экспозиции. Например, в музей школы № 1161 в Южном Бутове был передан дневник времен Великой Отечественной войны.
Никто десятилетиями не открывал пожелтевшую тетрадь, а дети, прочитав, обнаружили в этом дневнике сведения из жизни прифронтовой Москвы. Автор дневника погиб в сражениях под столицей, тем ценнее его мысли, его история. И она воплотилась в целой музейной экспозиции, выстроенной вокруг одной тонкой тетрадки.
Эта экспозиция была представлена на площадке школьного музея Победы, а сам дневник стал одним из важнейших экспонатов нашей экспозиции «Битва за Москву. Первая победа».
О программе поддержки школьных музеев
О программе поддержки школьных музеев
Московский Музей Победы с сентября 2019 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента образования и науки города Москвы, Российского военно-исторического общества и Российского исторического общества реализует долгосрочную программу «Школьный Музей Победы». Участники программы получают возможность представить свою экспозицию в специальном зале Музея Победы, обменяться опытом, найти партнеров и провести совместные мероприятия. Музейное сообщество создает поддерживающую среду и помогает участникам развивать школьный музей, работать над его экспозицией и образовательными программами.

На сайте проекта можно найти график выставок школьных музеев, виртуальные туры, методические рекомендации по развитию школьного музея и информацию о конкурсах.
Какой формат работы со школьниками кажется вам актуальным?
Мы имеем достаточный опыт в работе с образовательными организациями. Наша площадка объединяет образование и культуру. Формат постоянно меняется и расширяется. На сайте можно найти и проект «Медиаинтенсивы» — для него школьники сами делали экскурсии, составляли экспозиции, снимали видеоролики, учились монтировать и погружались в историю. И мы считаем, что этот проект удался.
Также у нас есть работа формата «Школьники и студенты на базе студенческих университетов». А еще форматы викторин-квизов, онлайн- и офлайн-конференций, встречи с героями, классные часы в школьных музеях.

Впервые в России мы уже несколько лет собираем осенью лучших юных музейщиков, историков, краеведов нашей страны в Музее Победы в рамках Всероссийских фестивалей школьных музеев.
В этом году в ВДЦ «Орленок» проходит десятая, юбилейная, смена программы, участниками которой стали ребята из 24 регионов России. У нас существует Детский общественный совет Музея Победы. Мы активно работаем с проектом «УчимЗнаем», где находим новые форматы взаимодействия с ребятами, находящимися на длительном лечении в больницах. За четыре года работы мы опробовали много различных форматов. Сегодня мир быстро меняется и мы должны постоянно находить эти форматы.
Как организовать музей в своей школе?
Музей в школе можно создать, определив тему. Музей никогда не существует сам по себе, он связан с людьми, которые его создают и находятся на территории муниципального округа, города или села.
Первый шаг — сформулировать концепцию: чему будет посвящен музей, из каких разделов он будет состоять. Второй шаг — наполнить его содержание. Третий — собрать актив педагогов и школьников, которые будут работать в этом музее, развивать его и делать культурным центром, местом рождения исторических, просветительских инициатив школьников.
Важно сформировать команду ребят, которые интересуются историей и хотят развиваться в этом направлении. Конечно, школьный музей сегодня должен позиционировать себя в пространстве и продвигать себя в СМИ и на интернет-ресурсах. Поэтому четвертый шаг — образ того, как именно развивать школьный музей и как работать с этим материалом.
Школьный музей: 3 шага к созданию
Школьный музей: 3 шага к созданию
  • Формулируем концепцию
    Отвечаем на основные вопросы: чему будет посвящен музей, из каких разделов он будет состоять?
    01
  • Работаем над содержанием
    Наполняем музей содержанием.
    02
  • Собираем команду
    Собираем актив педагогов и школьников, которые будут работать в этом музее, развивать его и делать культурным центром, местом рождения исторических, просветительских инициатив школьников.
    03
Школьный музей сегодня, в нашем понимании, это прежде всего открытое пространство, воспитывающая среда, в которой не только сохраняют прошлое, но и проектируют будущее, это социокультурный центр, объединяющий школьников, педагогов и родителей, сохраняющий традиционные ценности и историческую память. Место, где действительно осуществляется преемственность поколений. Мы очень рады, что программа «Школьный Музей Победы» становится точкой роста для каждого ее участника.

Елена Сергеевна Слесаренко