Технологичное образование: как создаются кадры для наноиндустрии
Что нужно знать, чтобы работать в самой современной и инновационной отрасли? Конечно, можно делать предположения, но лучше об этом спросить специалистов —возможно, они уже давно нашли грамотные решения. Корреспонденты журнала «Нау.Путеводитель по науке в Москве» поговорили с Андреем Евгеньевичем Мельниковым, директором департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи Некоммерческого фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в группу «Роснано», и узнали об образовательных проектах фонда.
Корреспонденты журнала «Нау.Путеводитель по науке в Москве» поговорили с Андреем Евгеньевичем Мельниковым, директором департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи Некоммерческого фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в группу «Роснано», и узнали об образовательных проектах фонда.
Что нужно знать, чтобы работать в самой современной и инновационной отрасли? Конечно, можно делать предположения, но лучше об этом спросить специалистов —возможно, они уже давно нашли грамотные решения. Корреспонденты журнала «Нау.Путеводитель по науке в Москве» поговорили с Андреем Евгеньевичем Мельниковым, директором департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи Некоммерческого фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в группу «Роснано», и узнали об образовательных проектах фонда.
Корреспонденты журнала «Нау.Путеводитель по науке в Москве» поговорили с Андреем Евгеньевичем Мельниковым, директором департамента новых образовательных технологий и проектов для детей и молодежи Некоммерческого фонда инфраструктурных и образовательных программ, входящего в группу «Роснано», и узнали об образовательных проектах фонда.
Принципы образовательной стратегии

Нанотехнологии применяются везде — от фармацевтики и до электроники. Они всегда там, где внедряются новые материалы и технологии. Чтобы работать в этой области, нужно хорошо разбираться сразу в нескольких дисциплинах и понимать, какие подходы к работе могут пригодиться. Основная цель работы Некоммерческого фонда инфраструктурных и образовательных программ — это развитие инфраструктуры образования и создание кадровой основы наноиндустрии. У фонда есть две магистральные программы — «Школьная лига „Роснано“» и «„еНано“ — электронное образование для наноиндустрии». Первая работает со школами и учреждениями дополнительного образования, вторая ориентирована на дистанционное образование и позволяет получить дополнительные знания в области нанотехнологий как сложившимся специалистам, так и тем, кто только открывает для себя этот мир — ученикам школ и их педагогам. Образовательные программы фонда строятся на трех основных подходах —междисциплинарность, проектно-исследовательский метод и командность. Это позволяет на практике показать, как устроена работа внутри наноиндустрии.
Междисциплинарность

Понимание основ нанотехнологии немыслимо без овладения школьным курсом естественных наук. Чтобы разбираться в нанотехнологиях, нужно знать школьную программу по физике, химии, биологии и, безусловно, по математике. Специалисты в области новых технологий работают на стыке наук: в основе нанотехнологий лежат междисциплинарные исследования. Традиционно предметы в школе мало объединены между собой, и если не попытаться их связать, то на выходе получается несколько искривленная картина мира, которая строится на отрывочных сведениях. Но на самом деле разные науки лишь разные способы изучения мира. Междисциплинарное образование помогает сделать эту картину единой.


Проектно-исследовательский метод

Поскольку одна из задач фонда — сделать взгляд на мир более объемным, мы применяем проектно-исследовательский подход. В проектных программах участники получают возможность поработать в проектном или исследовательском направлении. Чтобы сделать эти направления приближенными к реальности, мы используем задачи, над которыми работает современный технологический бизнес. При этом наш методологический подход разделяет проект и исследование. Это обусловлено тем, что исследовательская работа предполагает следующую схему: «Гипотеза— исследование — результат». Каждое исследование в итоге дает новое знание. Проект устроен иначе: перед началом работы у его создателей уже есть образ того, что должно получиться в результате. Чтобы на выходе иметь овеществленный продукт, нужно поставить техническое задание и провести работу.


Командность

В проектных программах мы стараемся делать так, чтобы дети работали вместе. В реальности индивидуальных технологических проектов не существует, а потому мы хотим, чтобы наши учащиеся понимали, что в высокотехнологичных компаниях все делается совместно: режим исследования и проекта предполагает команду.
Основные проекты фонда

Чтобы стать частью «Школьной лиги „Роснано“», школе достаточно подать заявку, участие в программе свободное. Практически каждый месяц происходят сетевые события. Это могут быть мероприятия, конференции — все, что сопутствует повышению мотивации к изучению естественных наук. Чтобы помочь школам улучшить качество преподавания естественных наук мы разрабатываем методические материалы и фактически из первых уст рассказываем о наноиндустрии. Одно из самых значимых мероприятий «Школьной лиги» — летняя школа «Наноград». В 2020 году в Москве она полностью прошла в онлайн-режиме. Основное содержательное событие «Нанограда» — это командное решение реального кейса, который дает высокотехнологичное предприятие. Кейсы всегда представляют собой комплексную проблему инженерно-технологического свойства. Они могут быть разными по сложности и технологиям, но это всегда инженерно-технические задачи, в которые обязательно включена бизнес- составляющая. Мы предлагаем искать решение не только на уровне технологий, но думать системно, предполагать, что есть экономический контекст, информационный и т. п. Такой подход формирует представление о технопредпринимательстве.
Программы и проекты фонда нацелены на три условных категории участников: инженеры, исследователи и технопредприниматели. Благодаря такому подходу участники получают возможность по-разному конфигурировать свой образовательный маршрут: в «Школьной лиге» можно попробовать себя на разных позициях и понять, какое направление деятельности следует выбрать в дальнейшем. Когда говорят о технологиях, часто не учитывают, что это не только конкретные разработки, но еще и развитая система, которая формируется вокруг продукта. Конечно, без идеи невозможно создать что-либо, но, помимо идеи нужны ресурсы на ее продвижение и развитие.

Сейчас программа «Нанограда» переходит на цифровую платформу. Это позволяет диверсифицировать наши наработки и обеспечить больший доступ для аудитории. Конечно, командную работу лучше проводить совместно, находясь в одном помещении. Но онлайн-проекты также имеют значение и в проекте «Цифровой Наноград» коллективные методы работы будут цифрофизированы.

Вторая магистральная программа фонда — «"еНано» — электронное образование для наноиндустрии". В рамках этой программы для учителей и учеников школ создана онлайн-платформа «Стемфорд». Это площадка для дополнительного образования школьников, где собраны материалы по теме нанотехнологий. Мы привлекаем специалистов отрасли, которые рассказывают о том, как устроены технологии, продукты, как принимаются технологические решения. Проект призван повысить уровень знаний о наноиндустрии среди школьников и педагогов и предлагает поддержку образовательного процесса.

В этом году мы запустили акселератор технологических проектов для школьников — «Технолидеры будущего». Он рассчитан на детей, которых интересует именно технологическое предпринимательство. Акселератор для школьников учитывает все основные этапы подобных проектов: отбор участников, обучение, питчи, акселерационные сессии и встречу с настоящими инвесторами по итогу программы. Принять участие в проекте может команда как минимум из двух человек, у которой есть идея собственного проекта. Командная работа предполагает, что в рамках одного проекта участники берут на себя разные роли: управленца, разработчика, маркетолога и экономиста. В создании конечного продукта участникам помогают эксперты.
Некоторые образовательные ресурсы онлайн-платформы «Стемфорд»: Серия вебинаров «Ключ в наномиры» — лекции ученых и представителей технологичных компаний / Научнопопулярные ролики, которые объясняют и иллюстрируют явление или технологический процесс / Интерактивные электронные миникурсы, которые знакомят с нанотехнологиями и их возможностями / Методические материалы для педагогов / Программа повышения квалификации педагогов
Некоторые образовательные ресурсы онлайн-платформы «Стемфорд»: Серия вебинаров «Ключ в наномиры» — лекции ученых и представителей технологичных компаний / Научнопопулярные ролики, которые объясняют и иллюстрируют явление или технологический процесс / Интерактивные электронные миникурсы, которые знакомят с нанотехнологиями и их возможностями / Методические материалы для педагогов / Программа повышения квалификации педагогов
Партнерские проекты и олимпиадное движение

Помимо собственных программ фонд разрабатывает проекты в партнерстве с крупными организациями. Например, мы поддерживаем проектную смену в «Сириусе», для которой задачи составляют вузы и научные организации. Некоторые результаты работы школьников становится публикациями, другие —патентами. Это не учебные, а реальные исследования. Совместно со специалистами «Сириуса» мы разрабатываем модульные программы для дополнительного образования, которые могут использоваться в летних лагерях. Поскольку в программах мы учитываем уровни подготовки и погруженности участников в материал, такую программу легко внедрить в образовательный процесс.
При поддержке фонда была разработана научно-просветительская программа «Нанобиотех» для парка «Зарядье». Модульная программа рассчитана на учебный год и позволяет школьникам получить дополнительные знания по микробиологии, биотехнологиям, ботанике, биохимии и другим отраслям науки, востребованным в наноиндустрии.

В рамках сотрудничества с Московским городским педагогическим университетом мы создаем программы для будущих преподавателей естественно-научных предметов. Помимо подготовки педагогов мы планируем работу с методистами — именно они будут помогать строить образовательный процесс школьным учителям.

Уже много лет фонд является одним из организаторов олимпиады «Нанотехнологии — прорыв в будущее». У ее истоков стоял академик Юрий Дмитриевич Третьяков, первый декан факультета наук о материалах МГУ. Олимпиада «Нанотехнологии — прорыв в будущее» имеет очень высокий уровень сложности, участники работают с междисциплинарным содержанием: в зачет идут химия, физика, биология и математика. Фонд также поддерживает олимпиаду «Национальной технической инициативы». Это всероссийская инженерная олимпиада, профиль которой — наноинженерия. Она основана на командном принципе работы и в финальном соревновании участвуют команды.

Все проекты фонда ориентированы на то, чтобы дети могли попробовать себя в профессии, найти свой путь. Мы стремимся объяснить, что наноиндустрия не только инженерия и исследования, но и множество специальностей, и каждый может найти применение своим талантам и интересам.