Да, даже сейчас я ощущаю, что постоянно повторяю одно и то же. Когда идешь на лекцию, понимаешь, что в одном городе пришли одни люди, в другом — другие, и в принципе нужно рассказать им то же самое. Сейчас, когда я больше даю интервью, я понимаю, что уже большее число людей посмотрит или прочитает их. И тут уже невозможно говорить одно и то же — будет видно, что спикер все время повторяется. Я уже замечаю, что становлюсь «говорящей головой». Поэтому я пытаюсь разнообразить лекции. Если до этого я рассказывал только про коллайдер, то сейчас я начинаю рассказывать о нашем институте — что там происходит, какие работы есть, что мы делаем. Например, о том же самом синтезе элементов и нейтронной физике. Постепенно появляются идеи других лекций — в первую очередь это история науки, рассказанная интересно, а не просто через перечисление фактов и дат, сопровожденное портретами ученых. Допустим, кто-то слышал про микроволновое реликтовое излучение, которое нас окружает и которое помогло понять возраст Вселенной, а кто-то — нет. Но точно мало кто слышал что, когда это волновое реликтовое излучение нашли, у ученых на приборах постоянно что-то фонило. Ученые сначала были уверены, что это — голубиный помет на радиотелескопе. Когда же они докопались до истины, то совершили огромное открытие — оказалось, что реликтовый фон заполнил всю Вселенную после Большого взрыва. Вот такого рода факты могут дать возможность иначе посмотреть на работу ученых.
Зная, что я рассказывал о коллайдере, люди продолжают звать меня рассказать о нем еще раз. Мне действительно нравится рассказывать, особенно когда я вижу отклик от ребят — в основном я работаю для школьников и студентов. Я считаю, что популяризация науки — социальная обязанность ученых. Раньше наука была устроена иначе: ученые сидели в своих лабораториях, занимались тем, что им было интересно, и их работа могла принести результат, а могла и не принести. Сейчас жизнь ускорилась, и люди не готовы ждать 50 лет, пока ученые проведут исследования. Нужны прикладные исследования и популяризация науки, то есть попытка понятным языком объяснить, почему мы не можем в каких-то областях ждать мгновенного результата.
Если наука — это не частная, а государственная область, то все налогоплательщики имеют право знать, куда уходят деньги.