Метанавыки для жизни: как стать человеком будущего
Метанавыки для жизни: как стать человеком будущего
Образование сегодня — постоянный процесс, который не заканчивается получением диплома, а продолжается на протяжении всей жизни. Прежде казалось — одной специальности, полученной после школы, достаточно для построения успешной карьеры. Однако в XXI веке работодатели ждут от кандидатов на должность готовности к изменениям и непрерывному обучению новым навыкам. Этого требуют высокотехнологичные процессы, распространенные во всех областях экономики. Среди них выделяются мета- и мягкие навыки, которые не имеют жесткой привязки к профессии, однако практически применимы буквально в любой сфере деятельности. В этой статье мы рассказываем, какие мягкие и метанавыки существуют, для чего они могут пригодиться, и предлагаем простые упражнения, которые помогут развить их и легко встроятся в вашу повседневную жизнь.
Образование сегодня — постоянный процесс, который не заканчивается получением диплома, а продолжается на протяжении всей жизни. Прежде казалось — одной специальности, полученной после школы, достаточно для построения успешной карьеры. Однако в XXI веке работодатели ждут от кандидатов на должность готовности к изменениям и непрерывному обучению новым навыкам. Этого требуют высокотехнологичные процессы, распространенные во всех областях экономики. Среди них выделяются мета- и мягкие навыки, которые не имеют жесткой привязки к профессии, однако практически применимы буквально в любой сфере деятельности. В этой статье мы рассказываем, какие мягкие и метанавыки существуют, для чего они могут пригодиться, и предлагаем простые упражнения, которые помогут развить их и легко встроятся в вашу повседневную жизнь.
Почему важны метанавыки?
Мы уже привыкли слышать понятие «мягкие навыки» и готовы к тому, что общество ожидает от нас не только умения хорошо делать те или иные вещи, но и умения общаться, задавать вопросы, ставить цели. Под мягкими навыками подразумеваются те навыки, которые применимы в профессиональной деятельности и коммуникации. Они развиваются в процессе работы и общения, являясь ответом на индивидуальный запрос каждого человека. Встраиваясь в успешный коллектив, новый сотрудник, с одной стороны, привносит свою индивидуальность, а с другой — получает новые знания и навыки от коллег, тем самым формируя свой уникальный жизненный и профессиональный опыт.
Часто можно услышать понятия «надпрофессиональные» или «кросс-контекстные» навыки — все это другие названия мягких навыков, которые показывают, что они важны в профессиональной деятельности, но также весьма полезны и в обычной жизни. Среди мягких навыков можно назвать умение вести переговоры, управлять собственным временем. Метанавыками называют способности или данные человека, которые заложены несколько глубже, чем мягкие навыки. Они являются «фундаментом»: именно на их основе происходит развитие всех остальных компетенций специалиста. В их число входят адаптивность, креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект.
Часто можно услышать, креативность или эмоциональный интеллект — врожденные свойства, которые кому-то «даны», а кому-то нет. На самом деле любой навык можно развить. Кому-то это дастся проще благодаря природной склонности, у кого-то может занять больше времени. Но впереди у вас целая жизнь — развивать свои компетенции москвичи начинают еще в дошкольном возрасте, постепенно нащупывая вектор личностного развития и усложняя свой уникальный набор навыков.
Что думают эксперты?
  • Наталия Киселева,
    заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, учитель математики
Как метанавыки связаны с будущим?
Для начала хорошо бы разобраться с тем, что такое метанавыки в понимании обычного человека. Слово звучит все чаще, но четкое понимание его значения есть далеко не у всех. Мне нравится следующая аналогия для определения понятия «метанавык».

Навык — это практически умение сделать что-либо, он обычно состоит из двух частей: теоретических знаний и практического опыта. Например, навык вождения автомобиля: мы знаем правила дорожного движения, знаем, как автомобиль заводится, и имеем практику управления машиной.

Метанавык — это база, на которую ложатся фундаментальные (академические) знания и умения. В примере с автомобилем реализация метанавыка — это принятие решений в сложных ситуациях, которые возникают на дороге, когда нужно перестроиться, уступить, сфокусироваться или осознать, что для комфортного вождения нужно прежде пройти обучение. «Мета» — как бы «над».
Сейчас человек, обладающий багажом академических знаний, скорее напоминает ходячую энциклопедию. Он вряд ли будет успешен в быстро изменяющемся высоко технологичном мире. Нужно обладать навыками взаимодействия с другими людьми, навыками принятия решений в новых ситуациях, ситуациях неопределенности. К академическим знаниям добавляются важные навыки использования знаний в реальной жизни, в том числе в новых ситуациях, цифровая грамотность, творчество, критическое мышление. Классификаций и перечней важных для будущего навыков можно определять много. Здесь ключевую роль играла и будет играть система договоренностей. Аналогичная той, которая дала нам понятия 4К, мягкие навыки (soft skills). И если мы сейчас понимаем, что от разрозненных наборов и классификаций мы пытаемся перейти к какому-то базису метанавыков, необходимых для развития и счастливой успешной жизни человека, то нужно садиться и договариваться.
Метанадстройка не просто перечень названий и смыслов, это их взаимосвязь, взаимодополняемость.
Как соотносятся метанавыки и профессиональные знания (твердые навыки)?
Твердые навыки: профессиональные, технические, которые можно наглядно продемонстрировать, определить однозначно и оценить — часть базиса метанавыков.

Само деление на твердые и мягкие навыки иногда бывает сложным, из-за тесного переплетения, взаимодополнения. Поэтому «мета» как приставка к общему понятию — это попытка их объединить. Например, творчество и креативность — это твердый или мягкий навык? Нестандартное творческое мышление называют мягким навыком, однако творчество как создание чего-то нового опирается на твердые профессиональные правила.
Новая песня создается из базового набора семи нот, их сочетания и определенного набора правил построения музыкальной композиции.

Часто твердыми (профессиональными) называют навыки для какой-то конкретной профессии, а мягкими — навыки, полезные всем, связанные с личными качествами человека. Но все чаще мы видим переплетение: мягкие навыки тоже являются профессиональными для определенного спектра профессий.
Расширение этого спектра творческих профессий будет расширять ситуации, когда сглаживаются и переплетаются твердые и мягкие навыки.
Существуют ли специальности, для которых метанавыки особенно важны?
Метанавыки, включающие и твердые, и мягкие навыки, в разной степени с разными акцентами важны для представителей всех профессий, всех специальностей.

В описании вакансии потенциальный работодатель четко фиксирует требования к профессиональным навыкам желаемого кандидата. Это и есть твердые навыки.
Зачастую при отборе специалистов акцент делается именно на них. Сложно сказать, что для кого-то они важны больше, для кого-то меньше. Как можно сравнить по важности метанавыки, которыми должны обладать автомеханик и хирург? Обе специальности предполагают наличие профессиональных навыков, но акценты внутри базиса этих метанавыков будут разными.
А вот с точки зрения гибких навыков можно попробовать определить группы профессий, где эти навыки более востребованы, больше применяются, где — меньше.
С какого возраста можно формировать метанавыки?
Мы их постоянно формировали и формируем!

Здесь нет возрастных границ. Просто может сейчас больше стали об этом говорить, классифицировать, называть, описывать. А по сути, с младенческого возраста и мягкие, и твердые навыки постепенно формируются.
Сейчас с развитием технологий мы все больше говорим о развитии мягких навыков, а понимаем, что новые высокотехнологические решения требуют постоянного обучения и развития.
Какие возможности предлагают московские школы для формирования метанавыков?
Первое, что мы пытаемся сделать, — из всего многообразия описаний навыков сформировать базис метанавыков горожанина Москвы, навыков быстро развивающегося мегаполиса, с невероятными возможностями для каждого жителя. И, конечно, начиная с дошкольного уровня образования постепенно развивать на протяжении всех лет учебы.

В совместной проектной деятельности, работе в группах школьники учатся коммуницировать, продумывать и разрабатывать новые нестандартные решения задач города.
И мы видим прекрасные инженерные проекты на городских научно-практических конференциях. Искусство и музыка, как уроки, так и система дополнительного образования, помогают развивать творчество. Театральные студии, коллективные творческие дела, ежедневное общение со сверстниками и учителями — по сути, каждый урок способствуют развитию эмоционального интеллекта и коммуникативности.
Мы стараемся зафиксировать группу базовых навыков, показать, каким образом происходит развитие каждого навыка, какие можно использовать инструменты, что и как можно замерить, изменить.
Какие школьные дисциплины помогают развить метанавыки?
Все без исключения! И даже перемены, и факт ежедневного прихода в школу. Потому что каждый день наполнен новыми событиями, новой информацией, новыми знаниями, новым общением с разными людьми.
Существует ли преемственность в образовательных программах школ в части формирования метанавыков?
Очень непростой вопрос. Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа включают в себя классификацию предметных результатов, метапредметных и личностных. Описывают умения и навыки, которыми должен обладать школьник каждого уровня образования.

Но сказать, что есть конкретная детализация, к примеру, развития эмоционального интеллекта ученика 4 и ученика 6 классов сложно. С твердыми навыками в этом плане намного легче.
А раз метанавыки — базис «над навыками», который включает в себя и твердые, и мягкие навыки, то логично сделать вывод, что систему преемственности метанавыков в школьных программах еще предстоит строить.

Это сейчас крайне важные задачи!

Метанавыки — своеобразный катализатор для более быстрого и успешного обучения и развития.

Hard skills (твердые навыки) — это компетенции, которым можно научиться, измеримые способности, которые четко определены в школьной программе для каждого возраста и уровня обучения. Soft skills (мягкие навыки) — умения, которые связаны с личностными качествами и при этом сильно влияют на профессиональную область.
Метанавыки отличаются от твердых и мягких навыков тем, что способствуют формированию мышления, которое мотивирует людей обучаться, решать проблемы, развиваться. Все это в целом помогает подготовить людей к будущим изменениям.
Ученые говорят, что 65% детей, которые сейчас идут в начальную школу, будут работать по профессиям, еще не существующим сегодня. С одной стороны, мир становится все более непредсказуемым. С другой — у новых поколений свои приоритеты в профессиональной деятельности. Сегодня не выбирают профессию на всю жизнь.
  • Лиана Табатадзе,
    кандидат педагогических наук, директор техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина, эксперт движения «Вдохновители»
Московский урбанистический форум
Москва — это высокотехнологичный мегаполис, где все работает на благо жителей и настроено на то, чтобы горожане постоянно развивались. Высокое качество медицины, многочисленные возможности для занятий спортом, заведения дополнительного образования — все это сделано потому что москвичи настроены на долгую и активную жизнь, которая, в свою очередь, предполагает разнообразные форматы карьеры.
1 августа в Москве начинается Московский урбанистический форум, который продлится до 10 сентября. Этот форум, уже двадцатый по счету, — самый масштабный в истории. Он пройдет на нескольких площадках, в парке «Зарядье», в олимпийском комплексе «Лужники», в Центральном выставочном зале «Манеж», в Гостином Дворе и будет посвящен технологиям, культуре, спорту, образованию и многому другому. Одна из центральных тем форума — компетенции будущего, которые требуются москвичам.
Что думают эксперты?
  • Екатерина Лукша,
    руководитель методического направления движения «Вдохновители», соавтор Атласа новых профессий
Как соотносятся метанавыки и традиционные компетенции?
Традиционными компетенциями мы называем компетенции, возникшие в ходе индустриального этапа развития экономики, когда конкретные профессиональные навыки применялись для работы на оборудовании в определенной сфере деятельности.
Кроме того, в контексте традиционных навыков можно назвать умение жить, заботиться о себе, выстраивать отношения в рамках устойчивого традиционного общества.
Говоря о метанавыках, мы учитываем, что у каждого человека появляется «горизонт планирования» — построение своей жизненной траектории и профессионального пути в контексте определенной сферы занятости или конкретной организации.
Зачем нужны метанавыки?
Вместе с развитием технологий появились новые среды, в которых человек себя реализует, и активные субъекты взаимодействия. Метанавыками мы называем различные способы управления объектами — мы можем помыслить, описать, представить, прочувствовать. Прежде эти навыки не обсуждались и не воспринимались как сильные характеристики, необходимые для того, чтобы человек был успешен на своем рабочем месте.
В рамках традиционных компетенции также не предусматривалось взаимодействие с цифровыми технологиями, не только с конкретными программами, но и с культурой общения в Сети. Речь об умении вести переписку, выстраивать отношения с распределенной командой.
Появилась задача принимать во внимание природу и экологическую ситуацию. Нужно думать о том, как будут развиваться технологии, как они будут влиять на природу.
В чем отличие мягких навыков и метанавыков?
На мой взгляд, между метанавыками и мягкими навыками нет границы, метанавыки «вбирают» в себя мягкие навыки. Когда мы говорим только о последних, то не «достраиваем» их важным контуром стратегического системного мышления, умения широко смотреть и планировать на долгие сроки, адаптироваться и выстраивать свою траекторию.
Мягкие навыки являются инструментальной частью метанавыков.
Какой самый востребованный мягкий навык?
Наиболее востребованным навыком в ближайшем будущем будет аналитическое мышление. Сейчас поток знаний и материалов возрастает в прогрессии. Порой мы не можем отличить текст, созданный машиной, от текста, написанного человеком. Чем лучше человек способен анализировать поток информации, тем точнее он будет действовать.
Чтобы научиться коллективно решать сложные проблемы, нужно уметь анализировать доступный объем информации и принимать правильные решения.
Каковы преимущества специалиста, владеющего метанавыками?
Специалиста, владеющего метанавыками, отличает высокая адаптивность и умение принимать решения в сложной ситуации. Такой сотрудник мобильнее, активнее, разностороннее и востребованнее, чем тот, который ждет четких указаний руководителя.
Он более эффективен, понятлив и способен брать на себя сложные задачи. Работодателю интереснее принимать на работу мотивированного сотрудника, который хочет развиваться в рамках выбранной области.
Что же это за навыки и как их развить?
Адаптивность
Адаптивность
Адаптивность — это способность действовать сообразно обстоятельствам и менять свое привычное поведение, реагируя на то, что происходит вокруг. Антонимом понятия «адаптивность» выступает термин «ригидность» — это как раз неготовность к изменениям. Несмотря на то что термин «адаптивность» стал популярен совсем недавно, сам феномен сопровождает все живое на планете Земля постоянно.
Зачем это нужно?
Адаптивность — это важнейшая часть эволюции, потому что именно способность приспосабливаться к новым условиям помогает живым организмам выживать и развиваться. А людям еще и находить свое место в жизни.
Как развить?
Стройте планы. Как это сделать, мы сейчас расскажем. Подумайте о себе идеальном. Каким бы вы хотели быть? Наверняка этот человек очень похож на вас, но как будто чуть-чуть лучше: немного больше знает, немного больше умеет, может быть, выглядит как-то иначе, занимается чем-то, отличным от того, чем занимаетесь вы. Попробуйте стать этим самым человеком. Для этого поставьте цель, например, на год. Начните с того, чтобы распланировать это время.

Допустим, вы хотите заниматься высокими технологиями и бегать марафоны. Попробуйте понемногу идти к этой цели ежедневно, не откладывая занятий до лучших времен. Начните с простых и понятных действий — сделайте зарядку и найдите компьютерный кружок с удобным расписанием, куда вы точно сможете ходить. Работая понемногу, но регулярно, вы и не заметите, как изменились.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект
Умение человека разбираться в эмоциях, понимать и уметь называть свои чувства и чувства других людей, видеть причины поведения, мотивы поступков называется эмоциональным интеллектом. Одно из важнейших понятий, которое сопровождает эмоциональный интеллект, — эмпатия, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и видеть его чувства.
Зачем это нужно?
Развитый эмоциональный интеллект помогает не только понимать других людей, но и прогнозировать их действия. В конце концов, у всех поступков есть свои причины. Разобравшись в них, вы увидите, что многие поступки, казавшиеся вам прежде бессмысленными, на самом деле были вполне ожидаемыми. Вместе с пониманием, к чему стремятся окружающие, вам будет проще понять, чего хотите вы, и проще найти «своих» людей, которые станут опорой на пути к вашим целям.
Как развить?
Читайте художественную литературу. Никакой психолог не поможет так научиться видеть других людей, как помогают авторы художественных книг. Обратите внимание, в художественной литературе, как классической, так и современной, часто оговаривается, по каким причинам герой поступает тем или иным образом. Читая, мы примеряем судьбу героя на себя и учимся видеть происходящее глазами другого человека.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Коммуникативность
Коммуникативность
Под коммуникативностью понимается умение передавать и принимать информацию, а также правильно понимать сказанное и прочитанное и интерпретировать его. Казалось бы, что в этом сложного? Однако вспомните скучную лекцию или длинную историю, которую никак не может закончить рассказчик. Непросто все же передавать информацию, да?
Зачем это нужно?
Умение доносить свои мысли поможет вам не только окружить себя слушателями, но и проложит дорогу к вашим целям. Корректно сформулированные идеи будут услышаны с гораздо большей долей вероятности.
Как развить?
Тренируйтесь на презентациях, это прекрасный способ выразить себя и научиться формулировать.

Работая над следующей презентацией, представьте, что вы не сможете показать ее лично, и она окажется в руках человека, который ничего не знает о предмете вашей презентации. Попробуйте донести мысль краткими емкими фразами, формулируйте и ищите наиболее подходящие заголовки, используйте дизайн, визуально подчеркивая один мысль и отдавая другой второй план.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Креативность
Креативность
Человек, который умеет творчески подходить к задаче, мыслить нешаблонно и отступать от привычных правил, будет назван креативным. На самом деле креативность — это очень широкое понятие, которое подразумевает любой нестандартный подход к реальности.
Зачем это нужно?
Умение мыслить широко и находить нестандартные решения — залог того, что у вас нет и не будет никаких проблем. В то время пока остальные озабочены попытками открыть одну дверь, вы уже давно посмотрели в окно, поняли, что вам туда не нужно, и нашли следующую дверь, которая, кстати, оказалась не заперта.
Как развить?
Попробуйте что-нибудь новое. Креативность всегда предполагает творческий процесс, который происходит на стыке дисциплин, именно поэтому креативным решениям часто свойственна мультидисциплинарность. Чтобы научиться смотреть на задачи шире, попробуйте себя в новой сфере: никогда не рисовавшим неплохо будет записаться на курсы рисунка, тем, кто никогда не танцевал, — в балетный класс и так далее. Ищите занятие, которое вам комфортно, но при этом кардинально отличается от привычных. Так, если вы увлекаетесь биологией, не стоит записываться в очередной кружок по биологии — попробуйте абонемент в филармонию. Возможно, именно там к вам придет ваше великое открытие, про которое можно будет сказать «Какое креативное решение!».
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Критическое мышление
Критическое мышление
Несмотря на то что слова «критическое мышление» навевают мысли о том, что его обладатель готов критиковать все и вся, это совсем не так. Критическое мышление подразумевает способность анализировать информацию и источники ее получения, формировать собственную картину мира и видеть ситуацию с разных сторон, аргументированно доказывая свою точку зрения.
Зачем это нужно?
Наш мозг предлагает самые короткие пути решения задач, которые требуют минимальных затрат энергии. Однако мозг не прогнозирует дальнейшее развитие событий, поэтому такие решения часто оказываются преждевременными или ошибочными. Критическое мышление, которое основывается на изучении нескольких источников, помогает находить не кратчайшие, но оптимальные пути. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», не так ли?
Как развить?
Попробуйте потренироваться на отзывах в интернет-магазинах. Обращали внимание, что на один и тот же товар отзывы могут быть совершенно противоположными? С чем это может быть связано? Например, кто-то невнимательно проверил товар или пользовался им совсем мало, но отзыв оставил хороший. А кто-то, напротив, снизил оценку, потому что ему не понравилась доставка, хотя она не имеет никакого отношения к самому товару. Научившись видеть истинные причины мнений, вы сможете выработать свое, не наступая на те грабли, которые уже ударили по лбу десяткам людей до вас.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. Это применение знаний из разных областей наук для решения практических задач. Если мы говорим о карьере, то способность правильно прочесть и интерпретировать применительно к себе трудовой договор и должностную инструкцию — это функциональная грамотность.
Зачем это нужно?
Хотите научиться читать между строк и улавливать суть, отбрасывая второстепенные детали? Те, кто умеет это делать, конкретнее видят свои цели, не останавливаются, если у них что-то не получилось, меняют стратегию поведения и добиваются результатов. Просто благодаря тому, что они понимают написанное и сказанное. Владеющие функциональной грамотностью с большей легкостью решают свои проблемы лишь потому, что умеют выделить главное.
Как развить?
Советуем не пропускать уроки русского языка и литературы! Помимо правил запомнить которые еще полдела, на уроках учат писать изложения, пересказывать своими словами и давать оценку ситуациям, в которые попадают литературные герои. Именно работа с текстом помогает развивать функциональную грамотность. Если вам кажется, что с помощью изложений у вас не получится, попробуйте научиться пересказывать — для тренировки отлично подойдут младшие братья и сестры или другие родственники, готовые вас слушать. А также интернет, где всегда найдутся желающие прочитать краткий пересказ любого литературного произведения.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Цифровая грамотность
Цифровая грамотность
В понятие «цифровая грамотность» входят и умение ориентироваться в цифровом контенте, и создавать его, и пользоваться цифровыми сервисами. В общем, все, что имеет отношение к компьютерам, гаджетам и интернету.
Зачем это нужно?
Компьютеры и цифровые сервисы останутся с нами надолго. И если раньше компьютеры служили для работы и развлечений, то сегодня, с развитием искусственного интеллекта и нейросетей, они не просто заняли особое положение в жизни человека, они стали частью общественной жизни, и с ними нужно заново учиться взаимодействовать. Мы не задумываясь пользуемся роботизированными сервисами, используем в работе и учебе нейросети, пытаясь отличить сгенерированное изображение от созданного человеком, и создаем тексты, формулируя запросы. Теперь недостаточно просто овладеть конкретной программой, требуется уметь осваивать любую новую программу и сервис моментально, для этого нужно научиться понимать принципы, по которым они создаются.
Как развить?
Только опыт может помочь в этом деле. Старайтесь осваивать новые программы — часто они бывают настолько просты в использовании, что не требуют даже того, чтобы кто-то помог разобраться в них. Чем больше вы будете пробовать, тем больше будет получаться. Карьерные консультанты говорят: «Если вы хотите получить какую-то должность, одевайтесь так, как будто вы ее уже получили». Довольно спорное утверждение, особенно сегодня, когда многие специальности и вовсе не требуют вашего присутствия на работе. Однако тут есть о чем задуматься — если вы хотите работать на определенной позиции, значит, и знать вам нужно столько, сколько требуется для нее. Попробуйте посмотреть вакансии, которые могут быть интересны вам. Пусть даже это будут те должности, на которые вы пока что не можете претендовать. Обратите внимание на то, каких знаний ожидают от кандидата. Как правило, в описании вакансии всегда есть перечень компьютерных программ, которыми требуется владеть. Научитесь пользоваться ими — и вам не придется краснеть на собеседованиях и уверять рекрутера, что вы сможете овладеть любой программой за один день.
Эта креативная практика «Нау» поможет развить навык:
Большую подборку креативных практик можно найти в специальном разделе «Нау»
Что думают работодатели?
  • Медведев Никита,
    бизнес-тренер, начальник отдела обучения и развития центра «Моя карьера»
Какие метанавыки актуальны для работодателей сейчас?
Согласно отчету «Будущее рабочих мест 2023», подготовленному экспертами Всемирного экономического форума, все большая автоматизация бизнеса и производств и внедрение технологий искусственного интеллекта неизбежно повлечет за собой эволюцию профессиональных навыков по всему спектру областей знаний. В ближайшие пять лет можно ожидать, что изменится почти половина ключевых навыков специалистов.
Сегодня возрастает спрос на когнитивные навыки, это отражает изменение характера рабочих задач, они становятся все более комплексными. Креативное мышление начинает цениться больше, чем аналитическое. Третий по динамике спроса навык — технологическая грамотность.
Среди социально-эмоциональных установок, которые быстрее всего приобретают значимость для работодателей, можно отметить любознательность и обучение на протяжении всей жизни; психологическую устойчивость, гибкость и быструю адаптацию к новым условиям; мотивацию и самосознание.
По каким критериям работодатели оценивают уровень развития метанавыков у соискателей?
Для оценки уровня развития метанавыков у соискателей компании создают специальный инструмент — модель компетенций. Данный инструмент содержит описание метанавыков (их названия и поведенческие индикаторы), которыми должны обладать все сотрудники компаний.
Используя эту модель, которая содержит описание проявлений этих метанавыков в поведении, работодатель использует другие инструменты для оценки кандидата на предмет соответствия его развития требованиям компании. Ими могут быть опросники (личностные или психологические), метод структурного интервью или ассессмент-центр.
Есть ли отраслевая специфика в востребованности метанавыков?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Некоторые метанавыки, такие как коммуникабельность и умение работать в команде, являются универсальными и необходимыми в любой сфере деятельности.
В то же время другие метанавыки, например эмоциональный интеллект и умение принимать решения в условиях неопределенности, могут быть более важными для определенных отраслей.
Текст-квест и метанавыки
Для развития метанавыков отлично подойдет интерактивная текстовая игра «Космическая колонизация», созданная Константином Павлюцом.
  • Константин Павлюц,
    кандидат философских наук, преподаватель Московского техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина
Об игре: «Космическая колонизация» посвящена этическим проблемам возможного размещения постоянных человеческих поселений на других планетах. Создана форма нелинейного сюжета научной фантастики в виде девяти отдельных сценариев, иллюстрирующих проблемы политической, социальной и моральной философии.