Кружок от академика: астрономия c Борисом Михайловичем Шустовым
Московский городской проект «Кружок от академика» объединяет школьников и ученых. В течение всего учебного года ведущие ученые России проводят лекции и мастер-классы, открывающие для учащихся возможность прикоснуться к науке. Образовательный проект был инициирован Департаментом образования и науки города Москвы в рамках проекта «Академический класс в московской школе».
Благодаря «Кружку от академика» сегодняшние ученики имеют возможность в рамках школьных занятий встретиться с ведущими учеными и познакомиться с различными подходами в научных исследованиях, узнать теоретическую базу и на реальных примерах увидеть практическую часть. Мы публикуем интервью известного астронома Бориса Михайловича Шустова.
Борис Михайлович, расскажите, пожалуйста, в чем уникальность астрономии.
В астрономии сочетаются гуманитарные аспекты, то, что мы называем познанием, и естественно-научные. Астрономия — наука мировоззренческая. Понимание мира, в котором мы живем, своего места в этом мире чрезвычайно важно для человека. Изучать окружающий нас мир, большую Вселенную — определенного рода счастье. Вот если говорить, что такое человек, зачем он живет… Это не просто несколько десятков лет на Земле потопать, прожить, родить себе подобных — и все. Мне кажется, основное назначение человека — чисто философское представление — все больше и больше понимать мир, в котором мы живем, осознавать, что мы являемся его частью. А что касается физики, «физис» с древнегреческого означает природа. Изучением природы Вселенной как раз и занимается астрономия. Законы строгие, физические. И очень много красивой математики.
Школьники приходят впервые на урок астрономии, и первый вопрос, который они задают: есть ли жизнь на Марсе. Попробуем на него ответить? Если говорить с научной точки зрения, на данный момент на Марсе реальных следов жизни не обнаружено, именно марсианской жизни. Но если меня сейчас спрашивают о жизни на Марсе, то я отвечаю: уже есть. Дело в том, что на Марсе довольно много космических аппаратов и мы не можем полностью стерилизовать те, которые посылаем. Стерилизация подразумевает очень жесткий нагрев гамма-лучами до немыслимых температур, чего техника просто не выдержит. Поэтому, отвечая и серьезно, и в шутку, конечно, уже какие-то микроорганизмы там есть, мы их сами доставили.
Астрономия — наука мировоззренческая. Понимание мира, в котором мы живем, своего места в этом мире чрезвычайно важно для человека.
Астероиды для нас являются угрозой, но можем ли мы использовать их во благо?
Сейчас есть очень серьезное движение — научное, промышленное, политическое — использование ресурсов в астероидах. Мы настолько быстро и технологично развиваемся, что не успеваем следить за нашими запасами. В каждом нашем гаджете много так называемых редкоземельных элементов. Самый известный материал, который используется, — это, например, платина. Так вот, если поделить разведанные запасы этих редкоземельных элементов на темп расходования в год, то, по некоторым подсчетам, мы на грани истощения этих ресурсов. Ситуация, когда запасов хватает на ближайшие 15 лет, — короткий срок. Cейчас всерьез рассматриваются астероиды, планеты, которые имеют в себе запасы элементов, которых не хватает на Земле.
Вы активно работаете и со студентами, и со школьниками. Расскажите, в каких проектах вы с ними участвуете?
Сейчас я читаю курс лекций в МГУ «Астрономические угрозы и ресурсы» для студентов пятого курса. Со студентами у нас есть еще один проект, традиция уже. Когда я закончил Уральский университет, у нас была группа активных людей, которая предложила устроить конференцию и пригласить студентов из других городов. И вот эта студенческая конференция, которая называется «Физика космоса», состоялась уже в 48-й раз. Очень интересная штука, происходит всегда на Урале. Как правило, в небольшой Коуровской обсерватории. Народ приезжает со всей России — студенты и профессура. С другими студентами я работаю эпизодически, со школьниками все же чаще, но также эпизодически. Например, есть «Циолковские чтения» для школьников. Проходят они в Кирове. На эти чтения есть отбор три к одному, приезжают школьники тоже со всей России. Они все очень увлеченные, как сейчас говорят, мотивированные, с 1-го по 11-й класс.
Cейчас всерьез рассматриваются астероиды, планеты, которые имеют в себе запасы элементов, которых не хватает на Земле.
Какие темы вы затрагиваете на занятиях со школьниками?
Я уже 50 лет в астрономии. За это время сталкивался со многими проблемами, многим интересовался. Всегда появлялось что-то новое. Поэтому список тем лекций я подготовил заранее, с учетом опыта. В их числе космические угрозы и ресурсы, ультрафиолетовая Вселенная, метеориты (паспорт происхождения Солнечной системы), космическая пыль, молекулы и звезды. Темы даю на выбор и читаю то, что интересно школьникам. Вот скоро буду проводить занятие по теме «Молекулы и звезды». И главная идея в том, что без молекул не было бы звезд, а без звезд не было бы молекул, а без молекул не было бы нас. Но тут нужно шире смотреть на вещи, не только ньютоновскую механику знать, а еще чуть понимать, что такое химия. Зато это интересно.
Какие нужны профессии в космической сфере?
Всегда востребованы будут и технические (куда без этого летать) — химики, физики, биологи. Наверное, еще профессия, которую не помешало бы и на Земле развивать, — космический лингвист. Мы же как-то внутренне готовимся, что встретимся с другой формой жизни, еще и разумной. На будущее нужно знать, по каким принципам, какими методами мы сможем общаться с другими цивилизациями. Экзотическая профессия на далекое будущее. Хотя, может быть, и не на такое уж и далекое.