Музей сегодня: как устроено современное музейное пространство на примере Музея профессионального образования Москвы
Музей сегодня: как устроено современное музейное пространство на примере Музея профессионального образования Москвы
Музейное пространство сегодня стремительно меняется. Музеи становятся более открытыми, мобильными и понятными. Посетители ищут места, которые притягивают: не просто музеи, где будут экспонаты и годами выверенные маршруты, но и пространства, где можно провести время, найти единомышленников, стать творцами собственной истории. На примере Музея профессионального образования Москвы мы рассказываем о новых функциях музеев и о том, как создать собственный музейный проект, используя минимум средств.
Музейное пространство сегодня стремительно меняется. Музеи становятся более открытыми, мобильными и понятными. Посетители ищут места, которые притягивают: не просто музеи, где будут экспонаты и годами выверенные маршруты, но и пространства, где можно провести время, найти единомышленников, стать творцами собственной истории. На примере Музея профессионального образования Москвы мы рассказываем о новых функциях музеев и о том, как создать собственный музейный проект, используя минимум средств.
Открытость современных музеев
Динамичная Москва постоянно развивается, и здесь появляются все новые и новые музейные пространства, которые соответствуют ожиданиям сегодняшней публики. И, более того, предвосхищают эти ожидания.

Прежняя схема устарела: музей — это больше не закрытое место, основная функция которого — охранять культурное наследие. Современный музей — это площадка, где одна выставка сменяет другую, куда посетители возвращаются, потому что для них работают зоны общения, зоны для мастер-классов, лекций, публичных обсуждений. Школьное образование также изменилось: благодаря таким проектам, как олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Урок в музее», школьники пришли в музеи уже не как пассивные слушатели, а как активные исследователи, которые ищут ответы на свои вопросы.
Можно подумать, что речь идет о больших музеях, у которых достаточно ресурсов для того, чтобы реализовывать все задуманные идеи. Это не так. Сегодня любой музей может создать интересный проект, который может привлечь внимание посетителей, будь то выставка, собственный издательский проект или квест для жителей района, в котором музей расположен.

Финансовую помощь можно найти в гибкой системе государственных субсидий и частных грантов, «руками» могут стать волонтеры, которых удобно привлекать через социальные сети, а выйти на широкую публику помогут проекты, которые представляют свои площадки небольшим музеям. Как, например, Музей Победы на Поклонной горе, который предлагает школьным музеям принять участие в программе развития деятельности школьных музеев России.
Проект-знакомство с культурными площадками Москвы.
Проект-синергия образовательных и музейных практик.
Программа развития деятельности школьных музеев России.
Музей как место для встречи
В современном музее сегодня предусматриваются большие светлые пространства, места, куда можно прийти, чтобы посидеть, пообщаться, расслабиться. Если музей прошлого — это выставка, у которой есть определенное направление, то музей сегодняшнего дня — это место для встречи не только человека и искусства, но и человека и человека.
Задачи кураторов изменились: они приглашают посетителей к диалогу и выходят за рамки обучающего нарратива. Они ищут возможности зацепить зрителей, показать, как связана их жизнь с представленными экспонатами.
Ожидания от музеев изменились: посетители могут приходить, чтобы посмотреть на отдельные экспонаты, разобраться в одной конкретной теме и попробовать найти что-то именно для себя.
Ожидания от музеев изменились: посетители могут приходить, чтобы посмотреть на отдельные экспонаты, разобраться в одной конкретной теме и попробовать найти что-то именно для себя.
Музей как центр поиска
В музеях не только хранятся предметы. Главная задача музейных сотрудников — сохранить память и сделать ее понятной и доступной для всех. Современный музей создается для того, чтобы давать посетителям возможность осмыслить то, что они увидели. И эта возможность появляется не только во время осмотра экспозиции или за счет вопросов, которые задает экскурсовод.
В музее должны существовать пространства, где посетители могут спокойно посидеть, подумать, пространства, свободные от основного нарратива экспозиции.
Музей не объясняет, он помогает задавать вопросы, направляет своих посетителей на исследовательский поиск и дает возможность вдохновиться, использовать увиденное для своих повседневных занятий.
Музей не объясняет, он помогает задавать вопросы, направляет своих посетителей на исследовательский поиск и дает возможность вдохновиться, использовать увиденное для своих повседневных занятий.
Обновленный Музей профессионального образования
В работе над созданием обновленного Музея профессионального образования города Москвы были учтены главные особенности современного музейного пространства.
Три зала, которые составляют музей, призваны не только показать исторические экспонаты, они в первую очередь приглашают посетителей к диалогу, позволяют почувствовать себя частью истории и современности.
Три вектора Музея профессионального образования
В музее есть три вектора, красной нитью проходящие через все залы. Они становятся самостоятельными объектами для изучения.
Каждый из векторов может стать отдельной темой для экскурсии в рамках одного музея.
  • Экспонаты / экспликации
    Экспонаты и сопровождение экспликациями настраивают посетителя на размышления. Экспликации созданы таким образом, чтобы не только объяснить посетителю, что за предмет находится перед ним, но и дать возможность почувствовать себя частью истории этого предмета и его владельца, погрузиться в исторический контекст.
    01
  • Визуальная эстетика
    Автор визуально-эстетической составляющей оформления музейных залов, современный художник Кирилл Жилкин, переосмыслил наследие прошлого и создал уникальные фрески и арт-объекты, украшающие пространство музея. Все это направлено на то, чтобы посетители получили возможность через произведения искусства прикоснуться к объектам, событиям и людям, о которых рассказывается в музее.
    02
  • Специальный видеоряд
    Видеоряд, специально подготовленный для залов обновленного музея, показывает, каким образом учащиеся и работники профессионально-технической сферы участвуют в жизни Москвы и как они меняют ее.
    03
Помимо этого, третий зал музея, посвященный образованию будущего, представляет собой мобильное пространство, где могут проходить мероприятия и другие события, связанные с темой музея, образования, учебы и профессиональных достижений.
Современный облик музея делает его частью городской культуры и дает возможность посетителям расслабиться в музейных стенах, получить новый опыт и познакомиться с единомышленниками.