Текстовые игры как средство преподавания философии
Текстовые компьютерные игры, также известные как интерактивная литература, представляют собой знаковые системы, которые конструируются в зависимости от выбора варианта решения в определенных ситуациях субъектом управления. Текстовые приключенческие игры имеют длительную историю существования в современной культуре. Однако опыт создания текстовых игр по философии в педагогической деятельности оказывается редким и локальным. Одна из причин этого — существование ряда глобальных стереотипов академической среды о природе и формах компьютерных игр, что является, вероятно, следствием слабой информированности о предмете и определенной степени «педагогического догматизма».
Наш тезис в данной статье будет изложен следующим образом: компьютерные игры в текстовой форме могут быть полезным педагогическим средством для ознакомления учащихся с особенностями философского мышления. Рассмотрим ряд аргументов, позволяющих обосновать данную позицию.

В отличие от визуальных компьютерных игровых форм, текстовые игры основаны на естественном языке в письменной форме выражения. Это означает, что в текстовых играх могут выражаться суждения в определенном философском значении и смысле.
Существование такой возможности позволяет организовать выводы
в значении философского тезиса или позиции. Таким образом, знакомство с философским мышлением
в его логико-рациональном
аспекте может происходить
с помощью текстовых игр.

Мысленные эксперименты
как средство реализации философского мышления
создаются для введения субъекта познания в гипотетический или контрфактический сценарий
для осмысления результатов
или выводов при определенных условиях или при принятии эксперимента как истинного.
Некоторые мысленные эксперименты могут быть детализированы с помощью подробной демонстрации альтернативных результатов того
или иного выбора на основе активного включения познающего субъекта с помощью текстовых игр. Соответственно, ознакомление
с особенностями философского мышления может происходить
с помощью рефлексии
над мысленными экспериментами на базе текстовых игр.
Стереотипы о компьютерных играх:
Компьютерные игры
по форме и содержанию несовместимы
с фундаментальными
вопросами философии
Компьютерные игры
являются преимущественно средствами развития
моторно-двигательных
систем
, что несовместимо
с интеллектуальным
характером философии
Природа интерактивного
игрового опыта
, создающего множество вариантов
развития, затрудняет
возможность объяснения
и понимания
определенной философской системы
Сценарий «Сецессия Венеры»
Текстовая игра «Космическая колонизация»
Использование моральных сценариев, включающих в себя дилеммы выбора, является одним
из средств демонстрации положений моральной философии. С помощью текстовых игр можно показать различные следствия, производные от того или иного выбора игрока,
что позволяет точнее осмыслить этические идеи как основания практики. Так, авторская текстовая игра «Космическая колонизация» состоит из девяти сценариев, включающих моральные проблемы будущей космической колонизации. Каждый сценарий строится
на основе дилеммы, и принятые игроком решения о развитии сценария показывают сложность проблем, стоящих перед человечеством в условиях неопределенности освоения космического пространства.
В сценарии под названием «Перевернутый зоопарк» команда космического корабля землян обнаруживает планету Х,
население которой находится на уровне развития европейского Средневековья и переживает опасную эпидемию, похожую
на чуму. На корабле землян есть весь набор знаний и инструментов для борьбы с этой эпидемией.
Игроку предстоит решить,
следует ли спускать корабль
на эту планету. От выбора игрока зависит развитие этого сценария, основанное на моральных следствиях, каждое из которых является проблематичным. Таким образом, текстовые игры могут быть полезны в процессе ознакомления
с особенностями философского мышления в области морально-этической проблематики.
Философское мышление формируется в процессе активного включения учащегося и его участия
в реализации текста, особенно
с помощью диалоговых форм
и интроспекции. Компьютерные текстовые игры являются «виртуальными моделями», состоящими из программного кода, которые реализуются с по- мощью активного игрового опыта субъектов управления. При этом ознакомление с философским мышлением
в аспекте активного включения учащегося в реализацию текста совместимо с возможностями активных средств компьютерных текстовых игр.