Искусственный интеллект в образовании и необходимость развития критического мышления учеников
Искусственный интеллект в образовании и необходимость развития критического мышления учеников
Как устроены языковые модели и с какими проблемами могут столкнуться учащиеся, которые пользуются ими во время обучения? Что нужно для того, чтобы получать от искусственного интеллекта нужный результат? Как изменится процесс обучения и какие навыки выйдут на первый план в недалеком будущем? Кандидат философских наук и преподаватель Константин Павлюц рассказывает о способах взаимодействия с большими языковыми моделями и значении критического мышления при работе с искусственным интеллектом.
Как устроены языковые модели и с какими проблемами могут столкнуться учащиеся, которые пользуются ими во время обучения? Что нужно для того, чтобы получать от искусственного интеллекта нужный результат? Как изменится процесс обучения и какие навыки выйдут на первый план в недалеком будущем? Кандидат философских наук и преподаватель Константин Павлюц рассказывает о способах взаимодействия с большими языковыми моделями и значении критического мышления при работе с искусственным интеллектом.
  • Константин Павлюц,
    кандидат философских наук, преподаватель философии и логики в Техникуме креативных индустрий им. Л. Б. Красина
Языковая модель в действии
Языковая модель в действии
Технологии ИИ создают условия для изменений в образовании, однако любая технология имеет свои ограничения, а при некорректном ее использовании может и нести вред. Современные ученики могут экономить время на выполнении учебных заданий, используя различные большие языковые модели, такие как «Яндекс GPT», Giga Chat от «Сбера» и их аналоги в различных приложениях.
Очевидная проблема для образования здесь заключается в следующем: если большая языковая модель будет выполнять все задания для учеников, то как организовать их собственную учебную деятельность, связанную с активным приложением усилий для достижения результатов?
Давайте вообразим другую вероятную проблему: каковы будут следствия для образования, если ученики массово не будут проверять ответы больших языковых моделей? С этим связана еще одна вероятная проблема: каковы будут следствия для образования, если у учеников вообще нет умений и навыков критического мышления для проверки ответов больших языковых моделей?
Большие языковые модели имеют множество полезных функций по написанию и редактированию любых текстов, однако их качество зависит от количества и качества наборов текстовых данных и статистических алгоритмов, на которых они тренировались. Например, при запросе написать краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Ванька» модель «Яндекс GPT» дала следующий ответ:
Яндекс GPT, краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Ванька»:
«В рассказе „Ванька“ А. П. Чехов рассказывает о жизни маленького мальчика по имени Ванька. Ванька живет со своей бабушкой в деревне. Он очень сильно любит свою бабушку и всегда старается помогать ей. Однако у Ваньки есть проблема — он косоглазый. Из-за этого дети из соседней деревни часто насмехаются над ним и прозвали его „Ванька Косой“. Ванька очень обижается, но у него есть особый способ справляться с этим. Он рисует картины из косоглазия, и они оказываются очень интересными и необычными. Ванька рассказывает своей бабушке о планах поступить в институт, стать известным художником и изменить свою жизнь. Бабушка гордится Ванькой и поддерживает его. В конце истории Ванька отправляется в большой город, чтобы осуществить свою мечту, и надеется, что косоглазие не станет преградой на его пути к успеху».
А модель Giga Chat показывает следующий ответ на тот же запрос:
Giga Chat, краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Ванька»:
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, написал письмо своему дедушке в деревню, где он жил у своего дедушки и работал пастухом. В письме он рассказал о своей жизни, о том, как ему тяжело работать на поле и пасти коров, а также о том, что он очень скучает по дому и хочет вернуться домой. Дедушка ответил Ваньке, написав ему ответное письмо, в котором он рассказал о своей жизни, о том, как он живет один, но не жалуется, потому что любит свою работу и своих коров. Он также написал, что гордится своим внуком и надеется, что тот найдет свое место в жизни. Ванька был рад получить ответ от дедушки и с нетерпением ждал его приезда».
Ученики должны понимать все проблемы функционирования и конструирования больших языковых моделей, а правильное использование этой технологии необходимо для получения корректных результатов как в образовании, так и за его пределами.
Ученики должны понимать все проблемы функционирования и конструирования больших языковых моделей, а правильное использование этой технологии необходимо для получения корректных результатов как в образовании, так и за его пределами.
Изучение умений и навыков критического мышления в образовании имеет сегодня два связанных смысла.
С одной стороны, критическое мышление необходимо для анализа ответов больших языковых моделей на логическую правильность и фактическую истинность.
С другой стороны, сами большие языковые модели в образовании могут быть инструментом для изучения умений и навыков критического мышления.
Как понимать критическое мышление?
Как понимать критическое мышление?
Критическое мышление обозначает высшие уровни функционирования мозга, развитие которых необходимо ученикам для рационально-логической эффективности при решении различных проблем. Критическое мышление можно условно разделить на три большие области.
  • 01 / Понимание и анализ идей и аргументов
    Эта область обозначает способности ученика определить и проанализировать информацию для выявления понятий и отношений между ними. Данная способность помогает ученикам получить более глубокое и объемное понимание идей и аргументов, истолковать их и сделать выводы относительно представленной информации.
  • 02 / Оценивание идей и аргументов
    Эта область обозначает способности ученика оценить достоверность или недостоверность определенных идей и аргументов. В данную область включается способность оценивания истинности фактов, представленных в аргументах, а также общей логики аргументации. Овладение этими умениями и навыками помогает ученикам делать корректные и достоверные выводы, а также самостоятельно конструировать правильные и истинные аргументы.
  • 03 / Решение проблем и принятие решений
    Эта область обозначает способности ученика применять множество мыслительных умений и навыков, среди которых выявление и анализ проблем, поиск и сбор корректной информации, оценивание различных возможностей, принятие решений о выборе возможности, оценивание принятого решения для дальнейшей коррекции и уточнения будущих принимаемых решений.
Какими способами можно развивать критическое мышление?
Какими способами можно развивать критическое мышление?
Следующий вопрос, который относится к сфере современного образования, заключается в следующем: как мы можем использовать технологию ИИ в обучении, чтобы развивать критическое мышление учеников?
Один из способов видится в формировании заданий, которые опираются на проблемные сценарии, требующие создания аргументов для обоснования определенной позиции.
Например, в сфере философии и социально-гуманитарного знания можно представить следующий мысленный проблемный сценарий.
Представьте, что правительство разработало два проекта налоговой реформы. Согласно одному, подоходный налог составит 20%. Согласно второму, он будет равен 5%. Какой проект вы поддержите?
Традиционный способ выполнения такого задания заключается в изучении проблем налогообложения, поиске различных позиций в полемике, оценивании этих позиций относительно своих позиций для движения к выводу.
Использование ИИ как альтернативного инструмента для выполнения этих действий может ускорить поиск необходимой информации и формулировку ответов, а одновременно предоставить основу для развития способности мыслить критически.
Давайте посмотрим, как возможно развивать три области критического мышления на примере выполнения данного задания с помощью ИИ.
1 // Понимание и анализ идей и аргументов
1 // Понимание и анализ идей и аргументов
01 / Вы можете попросить учеников сформулировать по три аргумента в обоснование двух позиций.
02 / Ученики могут попросить ИИ сформулировать по три аргумента в обоснование двух позиций, а затем сравнить аргументы от ИИ со своими аргументами.
03 / Поставьте вопрос: почему ИИ ответил именно так? Отвечая на этот вопрос, ученики начинают лучше понимать возможные искажения и ошибки в ответах ИИ и находят способы проверки ответов ИИ для включения корректных результатов в свои аргументы.
2 // Оценивание идей и аргументов
2 // Оценивание идей и аргументов
01 / Ученики могут попросить ИИ написать короткую статью по приведенному сценарию или проблемному вопросу.
02 / Учитель может поставить перед учениками следующие вопросы для оценивания:
// Являются ли аргументы ИИ наиболее важными для размышления по вопросу?
// Какие аргументы ИИ являются самыми важными?
// Корректны ли и истинны ли аргументы ИИ?
03 / После рассмотрения аргументов ИИ ученики могут уточнить свои изначальные доводы, добавив любые корректные и истинные обоснования от ИИ и исключив некорректные и ложные.
3 // Решение проблем и принятие решений
3 // Решение проблем и принятие решений
01 / В результате данной деятельности ученики могут использовать полученную информацию для ее применения в области реальной проблемы и выбора лучшего варианта ее решения.
02 / Ученики могут выбрать проблему налогообложения, которая влияет лично на них или членов их семей либо попросить ИИ сгенерировать список общеизвестных проблем налогообложения в обществе.
03 / Учитель может организовать дискуссию по приведенной проблеме, в рамках которой одна группа будет доказывать необходимость проекта подоходного налога в 20 %, а другая — проекта в 5 %.
04 / Затем группы представляют свои аргументы всей аудитории и отвечают на вопросы других групп.
05 / Все участники дискуссии могут выбрать лучший аргумент и объяснить свой выбор.
06 / В финальной стадии можно загрузить аргументы учеников в большую языковую модель и попросить ее выбрать лучший аргумент, обсудив с учениками итоговый выбор ИИ.
Кто будет управлять искусственным интеллектом?
Кто будет управлять искусственным интеллектом?
Приведенный кейс показывает, что ИИ возможно использовать для развития умений и навыков критического мышления. В любой момент работы с ИИ ученики должны научиться ставить под вопрос идеи в ответах ИИ и более критично относиться к получаемой информации.
Ученики должны становиться контролерами информации, которую они используют для собственных ответов. Следствием этого становится превращение их в активных участников учебного процесса, что ведет их к пониманию идей и ошибок не только ИИ, но и своих собственных.
Маловероятно, что ИИ исчезнет в ближайшем будущем, также едва ли можно надеяться, что ученики никогда не будут использовать эти технологии. Из этого следует, что в данный момент особенно важно учить наших учеников критически мыслить, анализировать и оценивать информацию, которая производится этим новым технологическим инструментом. Следствия формирования критического мышления относительно ИИ будут важны не только для образования, но и для многих других сфер жизни современного человека.