Что таит в себе искусственный интеллект? Отвечает философ
Что таит в себе искусственный интеллект? Отвечает философ
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва и нейросети»
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва и нейросети»
Искусственный интеллект — одна из самых обсуждаемых тем 2023 года. Кажется, что уже все вопросы можно решить, просто правильно сформулировав запрос, который будет отправлен компьютерному разуму. И ответ будет готов не через десять лет, не через год, а вот-вот, прямо сейчас. Насколько можно доверять ответам искусственного интеллекта и как он изменит нашу дальнейшую жизнь, мы решили уточнить у философа и преподавателя философии Константина Павлюца. Первую часть вопросов задавала редакция «Нау. Путеводитель по науке в Москве», а вторую — студенты Техникума креативных индустрий имени Л. Б. Красина, ведь именно им, молодым специалистам, выбравшим для себя творческие профессии, и предстоит строить карьеру, конкурируя с искусственным интеллектом.

Константин Павлюц
философ, преподаватель философии
Искусственный интеллект — одна из самых обсуждаемых тем 2023 года. Кажется, что уже все вопросы можно решить, просто правильно сформулировав запрос, который будет отправлен компьютерному разуму. И ответ будет готов не через десять лет, не через год, а вот-вот, прямо сейчас. Насколько можно доверять ответам искусственного интеллекта и как он изменит нашу дальнейшую жизнь, мы решили уточнить у философа и преподавателя философии Константина Павлюца. Первую часть вопросов задавала редакция «Нау. Путеводитель по науке в Москве», а вторую — студенты Техникума креативных индустрий имени Л. Б. Красина, ведь именно им, молодым специалистам, выбравшим для себя творческие профессии, и предстоит строить карьеру, конкурируя с искусственным интеллектом.
Константин Павлюц
философ, преподаватель философии
Нау: Насколько кажется оправданной идея того, что искусственный интеллект сможет заменить преподавателей?
Педагогика — это учебная деятельность. Это связь людей, обладающих сознанием и разумом. Причем сознанием и разумом человеческого уровня. Искусственный интеллект сегодня не имеет в целом человеческого уровня сознания и разума и, конечно, поэтому заменить полностью преподавателя не может. Тем более он не может заменить преподавателя в тех областях деятельности, которые связаны с физическим, телесным развитием, с ручной работой с материалами и так далее. Например, с живописью в традиционной форме.
Есть еще много направлений работы, где искусственный интеллект человека заменить не может. Даже там, где можно получить помощь от искусственного интеллекта, взаимодействие между ним и человеком еще не строится в том режиме диалога, коммуникации. И, конечно, пока искусственный интеллект не может заменить преподавателя, потому что у него нет человеческого уровня сознания и разума.
Искусственный интеллект сегодня не имеет в целом человеческого уровня сознания и разума.
Искусственный интеллект сегодня не имеет в целом человеческого уровня сознания и разума.
Нау: Какие позитивные возможности вы видите в использовании искусственного интеллекта с точки зрения креативных индустрий?
Во-первых, здесь есть несколько возможностей, которые можно выделить. Конечно, искусственный интеллект в разных его проявлениях сокращает время рутинных операций. Теперь поиск информации, ее обработка, обзор ускоряются. Это позволяет сконцентрировать собственное мышление и воображение на каких-то определенных творческих подходах. Искусственный интеллект сам создает креативные по форме тексты, визуальные продукты.
Но в целом я в этом не вижу принципиальной проблемы, ведь и человек может продолжать творить. И вкладывать некоторые определенные, может быть, человеческие смыслы, которых у искусственного интеллекта нет. Поэтому насчет «заката» творческих профессий нельзя говорить определенно. По крайней мере, в ближайшей перспективе точно.
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
вопрос:
Продолжи высказывание «Трудно быть нейросетью, но...»
нейросеть:
Трудно быть нейросетью, но не сложнее чем быть человеком.
вопрос:
Продолжи высказывание «Трудно быть нейросетью, но...»
нейросеть:
Трудно быть нейросетью, но не сложнее чем быть человеком.
Нау: Возможно ли представить, что искусственный интеллект сможет генерировать философские тексты?
Уже не то что возможно представить, а современные так называемые большие языковые модели уже способны создавать любые виды текстов, в том числе, естественно, и философские. По большому счету на данный момент большие языковые модели могут строить определенные, скажем так, фрагменты ответов на вопрос о философии. Тем не менее эти фрагменты лишены какой-то целостности, системы, то есть искусственный интеллект пока философские трактаты, подобные текстам Платона, Спинозы, Гегеля, не создает.
К тому же философия — это не только текст, это помощь человеку в понимании себя, своего разума, своих эмоций, психики. И в этом смысле, конечно, безусловно, философская деятельность может строиться и вообще без текста, именно через личностное диалоговое взаимодействие. Поэтому, конечно, здесь, собственно, искусственный интеллект не является какой-то определенной угрозой и проблемой.
Cовременные так называемые большие языковые модели уже способны создавать любые виды текстов, в том числе, естественно, и философские.
Cовременные так называемые большие языковые модели уже способны создавать любые виды текстов, в том числе, естественно, и философские.
Нау: Как в идеальном мире должно развиваться взаимодействие человека и искусственного интеллекта?
Вопрос сложный, потому что непонятно, что такое идеальный мир. В общем, есть определенные моменты, которые волнуют исследователей и разработчиков искусственного интеллекта. Главное — это то, что искусственный интеллект способен приходить к каким-то определенным выводам, но он не способен показать, как он к ним пришел. И если мы не смотрим на эти выводы критически, то они могут привести к очень тяжелым последствиям.
Был очень интересный кейс, когда в ООН одной из больших языковых моделей предложили разработать решение, как очистить Мировой океан от загрязнения. И искусственный интеллект разработал свое предложение. Но, когда ученые проанализировали его, выяснилось, что оно потребует использовать 20% имеющегося кислорода в атмосфере Земли, что может привести к вымиранию не только многих биологических существ, но и человека. Главная проблема взаимодействия человека и искусственного интеллекта — это проблема совместимости ценностей человека, человеческой жизни и деятельности искусственного интеллекта.
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва будущего»
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва будущего»
Нау: Как включить искусственный интеллект в образовательный процесс?
Уже есть определенный опыт педагогов, которые начали использовать искусственный интеллект. Во-первых, когда мы говорим о среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском образовании, это, конечно, работа с исследовательскими и научными текстами. Множество разных программ и приложений позволяют за достаточно короткое время обработать массив научной информации, представить основные результаты этой научной информации, то есть значительно сократить этап поиска и обработки литературы.

Кроме того, можно учиться вступать в диалог, критиковать положения, которые выносит искусственный интеллект.
При изучении визуальных искусств, дизайна можно использовать образцы, представленные искусственным интеллектом, объяснять, как он приходит к ним, учиться делать иное. И, конечно, мы должны понимать, что задание, которое построено по большому счету на запоминании фактов, задания по подготовке любых обзоров, рефератов, аналитики — они все будут выполняться искусственным интеллектом, поэтому, соответственно, фокус в обучении тоже должен немного перестроиться на подготовку именно оригинальных, креативных, творческих заданий.
Кроме того, можно учиться вступать в диалог, критиковать положения, которые выносит искусственный интеллект.
Кроме того, можно учиться вступать в диалог, критиковать положения, которые выносит искусственный интеллект.
Нау: Сможет ли когда-либо искусственный интеллект стать полноценной частью образовательного процесса?
Полагаю, что в скором будущем, через два-три года, искусственный интеллект вполне станет полноценной частью образовательного процесса, особенно в высшем образовании, где как раз значимые результаты работы — это исследования и тексты. Это будущая часть образовательного процесса. Педагоги должны учитывать, что искусственный интеллект будет применяться учениками и с этим необходимо учиться взаимодействовать.
Естественно, учитель и сам может использовать искусственный интеллект как помощника для подготовки учебной документации, учебных планов. Например, для подготовки уроков. Это вполне может быть повседневной частью образовательного процесса, которая снимает некоторые рутинные механические задачи и оставляет время на то, чтобы обдумывать какие-то интересные креативные сценарии уроков.
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
вопрос:
в чем разница между учителем и нейросетью?
нейросеть:
в том, что учитель понимает, как надо преподавать, а нейросеть – нет.
вопрос:
в чем разница между учителем и нейросетью?
нейросеть:
в том, что учитель понимает, как надо преподавать, а нейросеть – нет.
Студенты: Почему нейросеть так важна для человека?
Это большой, сложный вопрос. В принципе, нейросеть — это по большому счету разновидность определенных технологий. Зачем технологии нужны человеку? В истории человечества технологии требовались, потому что они позволяли снизить нагрузку на человека и освободить время для развития человеческой личности. Конечно, нейросети тоже экономят время работы, прежде всего умственной работы с информацией.
Поэтому развитие нейросети важно для человека, тем более что оно позволяет с помощью нейросети выполнять разные виды интеллектуальной творческой деятельности в целом. Например, я сейчас не знаю, как разрабатывать программный код, я не программист, но современные большие языковые модели позволяют построить его. Соответственно, я смогу его использовать в своей работе.
Нейросети тоже экономят время работы, прежде всего умственной работы с информацией.
Нейросети тоже экономят время работы, прежде всего умственной работы с информацией.
Студенты: Как и для чего творческий человек может использовать нейросеть?
Здесь множество вариантов. Например, я могу разрабатывать какую-то тему и нейросеть помогает мне быстро найти информацию, делает обзор литературы и тем самым выводит меня уже на какие-то новые решения. Можно использовать визуальные нейросети для того, чтобы создавать какие-то креативные образы, для искусства, для дизайна.
Можно использовать видеомодели нейросетей, которые позволяют неспециалистам создать свой видеопродукт. Вариаций того, как человек может использовать нейросеть, множество.
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва в стилистике картин Марка Шагала »
* Иллюстрация сгенерирована российской нейросетью по запросу «Москва в стилистике картин Марка Шагала »
Студенты: Бывают задачи, которые нейросеть не может выполнить?
Таких задач множество. Нейросеть не сможет написать роман «Война и мир — II», например. Вообще, нейросеть не сможет написать роман в принципе на данный момент. Нейросеть не может создать холст Иванова «Явление Христа народу» или некую подобную форму, скажем так, в «человеческом исполнении».
Дизайнеры сегодня переквалифицируются на каллиграфию, например, то есть на художественный дизайн, то, что может создавать пока только человек.
Нейросеть не сможет написать роман «Война и мир — II».
Нейросеть не сможет написать роман «Война и мир — II».
Студенты: Может ли нейросеть создать песню сейчас?
Да, нейросеть может создавать музыку, может генерировать, соответственно, текст песни и даже ее исполнение. Может быть, это пока несовершенно, может быть, это пока не доходит до уровня человеческого — высшего — исполнения, но уже опережает множество профессионалов определенного уровня и, естественно, людей, которые никогда этим не занимались музыкой профессионально.
***

Нейросеть напишет песни
И создаст к ним аранжировку.
Все будет, как в прошлом веке,
Но по-другому, бесспорно.

Она напишет слова,
Аранжировку исполнит,
Композитор и пианист
Настроят все это дело.

Потом она, словно гений,
Подберет к аранжировке
Мелодию, ритм и голос,
Чтобы звучало все стройно.
***

Нейросеть напишет песни
И создаст к ним аранжировку.
Все будет, как в прошлом веке,
Но по-другому, бесспорно.

Она напишет слова,
Аранжировку исполнит,
Композитор и пианист
Настроят все это дело.

Потом она, словно гений,
Подберет к аранжировке
Мелодию, ритм и голос,
Чтобы звучало все стройно.
Автор текста: российская нейросеть
Автор текста: российская нейросеть
Студенты: Насколько безопасно использование нейросетей?
Здесь возникает вопрос о том, что такое «опасность». Например, нейросеть может на основе фрагмента человеческого голоса сконструировать свой голосовой фрагмент. И это, конечно, открывает простор для различного рода преступлений. Есть видео, из которого нейросеть может сама создавать видеообразы, изображения, и это тоже может относиться к категории преступления против личности, против человека — то, что называется Deepfakes — «глубокие фейки».
Это, безусловно, опасность. Кроме того, некоторые виды больших языковых моделей, то есть нейросетей, которые создают тексты, спокойно могут вам рассказать о том, как создать, предположим, биохимическое оружие или опасный для человека вирус. Разработчики с этим борются, включают определенные ограничения на предоставление такой информации, но тем не менее эта потенциальная опасность в некоторых нейросетях есть.
Нейросеть может на основе фрагмента человеческого голоса сконструировать свой голосовой фрагмент.
Нейросеть может на основе фрагмента человеческого голоса сконструировать свой голосовой фрагмент.
Студенты: Насколько высок риск, что спустя время нейросети смогут принимать решения автономно и в соответствии с этим проводить самые различные операции, не предавая значение человеческому благополучию?
Это очень важная проблема, она сегодня активно обсуждается специалистами, разработчиками искусственного интеллекта. И, в частности, буквально недавно 1800 человек из мира искусственного интеллекта — как предприниматели, так и разработчики и ученые — написали открытое письмо, в котором призвали затормозить все разработки больших нейросетей на полгода, чтобы проанализировать возможные риски для человека и человечества.
Действительно, планом при создании искусственного интеллекта была разработка так называемого «общего» искусственного интеллекта, который может принимать решения автономно во всех областях человеческой деятельности. Насколько можно предоставлять современным нейросетям такую автономность — это очень большой вопрос. Самая главная проблема заключается в том, что мы не понимаем, как нейросети приходят к своим выводам. То есть мы им загрузили большое количество данных, «накормили» нейросети большим количеством информации, вроде бы построили определенные статистические модели, по которым они должны действовать, но они приходят к тем результатам, которых мы не ожидаем от них.
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
Мы спрашиваем — нейросеть отвечает!
вопрос:
Что ждет Москву в будущем?
нейросеть:
В будущем Москва станет «умным городом».
вопрос:
Что ждет Москву в будущем?
нейросеть:
В будущем Москва станет «умным городом».
Студенты: Может ли нейросеть предвидеть будущее?
Это вопрос о том, какое будущее и как предвидеть. Дело в том, что нейросеть, как статистическая машина, конечно, может давать какие-то достоверные прогнозы. Собственно, как это может делать и человек. Другой вопрос, насколько точным является ее предвидение.
Еще одна проблема заключается в том, что в нейросеть загружены данные до 21 июля 2021 года, то есть у искусственного интеллекта нет полной картины сегодняшнего дня.
В нейросеть загружены данные до 21 июля 2021 года.
В нейросеть загружены данные до 21 июля 2021 года.
Студенты: Могут ли нейросети оказаться разумными?
Сложный и интересный вопрос. Нужно условиться для начала о том, что мы понимаем под разумностью. Если это следование каким-то правилам мышления и нормам, то в целом сегодня нейросети, составляющие тексты, например, демонстрируют эту разумность. Нейросети строят большой последовательный и логичный текст, понимают или отражают, по крайней мере, значение вопросов, которые им ставятся, то есть в этом отношении они, можно сказать, уже разумны.
Другой вопрос, есть ли у них человеческая разумность, то есть обладают ли они сознанием, чувством, что они разумны? Вот это один из самых сложных и больших вопросов, и он, конечно, связан с тем, что мы не до конца еще знаем, что такое сознание, разум, поэтому и сказать, есть ли это у нейросетей, мы не можем. Могут ли они оказаться такими сознательными и разумными? Эта вероятность существует. То есть если мы продолжим изучение сознания и разума, человеческого мозга, то, вероятно, нейросети в будущем смогут быть сознательными и разумными, но это будет чуть-чуть другая история. Пока, на данный момент, все-таки нейросети — это, по сути своей, статистические машины, попугаи, которые, просто обрабатывая огромный объем информации, находят и устанавливают связи между элементами информации.