Космически прочные: какие материалы применяют в ракетостроении
Космически прочные: какие материалы применяют в ракетостроении
Из чего строят ракеты и почему титан, который принято считать самым «космическим» материалом, используется довольно редко? Какие качества материалов ценятся и в каких случаях их могут использовать ученые? В этой статье мы собрали факты об особенностях космического материаловедения и материалостроения. Рассказывает Вероника Суворова, научная сотрудница научно-исследовательского института «Конструкционные керамические наноматериалы» университета МИСИС.
Из чего строят ракеты и почему титан, который принято считать самым «космическим» материалом, используется довольно редко? Какие качества материалов ценятся и в каких случаях их могут использовать ученые? В этой статье мы собрали факты об особенностях космического материаловедения и материалостроения. Рассказывает Вероника Суворова, научная сотрудница научно-исследовательского института «Конструкционные керамические наноматериалы» университета МИСИС.
  • Вероника Сергеевна Суворова,
    кандидат технических наук, научный сотрудник НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы», Университет МИСИС;
    лауреат премии Правительства Москвы* молодым ученым в номинации «Технические и инженерные науки».
Вероника Сергеевна Суворова,
кандидат технических наук, научный сотрудник НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы», Университет МИСИС;
лауреат премии Правительства Москвы* молодым ученым в номинации «Технические и инженерные науки».
*Премия Правительства Москвы каждый год вручается молодым ученым столицы за выдающиеся результаты фундаментальных и прикладных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, а также разработку и внедрение новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ, содействующих повышению эффективности деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере города Москвы.
*Премия Правительства Москвы каждый год вручается молодым ученым столицы за выдающиеся результаты фундаментальных и прикладных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, а также разработку и внедрение новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ, содействующих повышению эффективности деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере города Москвы.
Требования к материалам, применяемым в космосе
Требования к материалам, применяемым в космосе
Часто кажется, что космос — это спокойное место, единственная проблема которого — отсутствие воздушной среды. Но это не так. Одной из главных опасностей является невидимая космическая радиация, которая может навредить космонавтам и со временем вывести из строя даже самое современное оборудование. Химическим составом, структурой и свойствами материалов занимается материаловедение. В ракетно-космической технике применяется достаточно ограниченное число материалов.
Возможность попасть в ту или иную область космического пространства определяет космическая скорость. Например, если мы хотим вывести аппарат на околоземную орбиту, сделав спутником Земли, ему необходимо сообщить первую космическую скорость, это порядка 28 тысяч километров в час. Для этого первые ступени ракеты-носителя должны развить скорость порядка 6−14 тысяч километров в час. Чем легче материал аппарата, тем большую скорость он сможет развить. Однако легкость — это не единственный параметр, который нужно учитывать при выборе материала для использования в космосе.
Часто кажется, что космос — это спокойное место, единственная проблема которого — отсутствие воздушной среды. Но это не так. Одной из главных опасностей является невидимая космическая радиация, которая может навредить космонавтам и со временем вывести из строя даже самое современное оборудование. Химическим составом, структурой и свойствами материалов занимается материаловедение. В ракетно-космической технике применяется достаточно ограниченное число материалов.

Возможность попасть в ту или иную область космического пространства определяет космическая скорость. Например, если мы хотим вывести аппарат на околоземную орбиту, сделав спутником Земли, ему необходимо сообщить первую космическую скорость, это порядка 28 тысяч километров в час. Для этого первые ступени ракеты-носителя должны развить скорость порядка 6−14 тысяч километров в час. Чем легче материал аппарата, тем большую скорость он сможет развить. Однако легкость — это не единственный параметр, который нужно учитывать при выборе материала для использования в космосе.
Материалы должны быть
Материалы должны быть
прочными
устойчивыми к вибрационным нагрузкам
устойчивыми к коррозии
устойчивыми к испарению в вакууме (сублимации)
способными выдержать сверхнизкие и сверхвысокие температуры
радиационно
стойкими
Рейтинг металлов по частоте их применения в космосе
Рейтинг металлов по частоте их применения в космосе
01 / АЛЮМИНИЙ
01 / АЛЮМИНИЙ
Любимец авиаконструкторов и металл № 1 в ракетостроении — алюминий. Его еще называют крылатым металлом. Чистый алюминий втрое легче стали, очень пластичен, но при этом не очень прочен, поэтому в конструкциях летательных аппаратов используют его сплавы.
Любимец авиаконструкторов и металл № 1 в ракетостроении — алюминий. Его еще называют крылатым металлом. Чистый алюминий втрое легче стали, очень пластичен, но при этом не очень прочен, поэтому в конструкциях летательных аппаратов используют его сплавы.
Дюраль
Сплав алюминия с небольшим количеством меди и марганца, созданный в 1909 году. Он обладает гораздо более высокими прочностью и жесткостью в сравнении с чистым алюминием. У дюраля есть недостатки: его нельзя сваривать и сложно штамповать, поэтому из него в основном изготавливают листы, плиты и различные профили, соединенные, как правило, клепками и болтами. Дюраль применяют в так называемых сухих отсеках ракет, где не нужно соблюдать герметичность.
Алюминиевые сплавы, содержащие не более 6% магния
Алюминиево-магниевые сплавы можно деформировать и сваривать. Из такого сплава выполнен корпус первого искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту в 1957 году, а также изготовлены топливные баки первой советской ракеты-носителя двухступенчатой баллистической Р-7.
Алюминий-литиевые сплавы
Это самые прочные и легкие. Из них сделаны водородные баки ракеты «Энергия» и многоразового космического корабля «Шаттл».
02 / ЖЕЛЕЗО
02 / ЖЕЛЕЗО
Второе место в ракетостроении занимает железо в виде разнообразных высокопрочных типов нержавеющей стали. В сравнении с алюминиевыми сплавами у стали есть ряд преимуществ: она жестче, лучше переносит вибрацию и воздействие высоких температур, к тому же большинство марок стали дешевле. Конструкции из нержавеющей стали выдерживают космические перегрузки и не деформируются, при этом получаются компактными и легкими. В отечественных ракетах из нержавеющей стали делают корпуса двигателей.
Второе место в ракетостроении занимает железо в виде разнообразных высокопрочных типов нержавеющей стали. В сравнении с алюминиевыми сплавами у стали есть ряд преимуществ: она жестче, лучше переносит вибрацию и воздействие высоких температур, к тому же большинство марок стали дешевле. Конструкции из нержавеющей стали выдерживают космические перегрузки и не деформируются, при этом получаются компактными и легкими. В отечественных ракетах из нержавеющей стали делают корпуса двигателей.
Наглядный пример превосходства стали — конструкция разгонного блока «Центавр» (NASA). Толщина его стенок составляет полмиллиметра, это чуть толще лезвия бритвы. Чтобы массивный разгонный блок высотой порядка 13 метров и диаметром в 3 метра не сминался под собственным весом, в него закачивают газ. Фактически его надувают как шарик, чтобы искусственно созданное внутреннее давление поддерживало форму.
Наглядный пример превосходства стали  конструкция разгонного блока «Центавр» (NASA). Толщина его стенок составляет полмиллиметра, это чуть толще лезвия бритвы. Чтобы массивный разгонный блок высотой порядка 13 метров и диаметром в 3 метра не сминался под собственным весом, в него закачивают газ. Фактически его надувают как шарик, чтобы искусственно созданное внутреннее давление поддерживало форму.
03 / МЕДЬ
03 / МЕДЬ
На третьем месте по частоте использования в ракетостроении — медь. Дорогая, тяжелая, легкоплавкая и мягкая, медь имеет высокую теплопроводность, что делает ее уникальной. Ее теплопроводность в 30−40 раз больше, чем у нержавеющей стали. Теплопроводность — это важное качество, нужное для двигателей ракет. Способность быстро отводить тепло особенно требуется в самом сердце ракеты — двигателе.
На третьем месте по частоте использования в ракетостроении — медь. Дорогая, тяжелая, легкоплавкая и мягкая, медь имеет высокую теплопроводность, что делает ее уникальной. Ее теплопроводность в 30−40 раз больше, чем у нержавеющей стали. Теплопроводность — это важное качество, нужное для двигателей ракет. Способность быстро отводить тепло особенно требуется в самом сердце ракеты — двигателе.
На фото или видео, где ракету везут на стартовый комплекс, можно увидеть красивый медный цвет сопел двигателя: внутренняя стенка ракетного двигателя, которая выдерживает жар в 3 тысячи градусов Цельсия, сделана из хромистой бронзы — сплава меди и 0,8% хрома.

Если температура плавления хромистой бронзы в три раза ниже рабочей температуры сопла, то почему не плавятся стенки двигателя? Для этого недостаточно отводить тепло куда-то, например в стальной корпус двигателя. Необходимо создать внутреннюю прослойку, которая забирала бы на себя тепло от сгорающего топлива. В современных двигателях во внутренней стенке делают узкие каналы, служащие рубашкой охлаждения. По этим каналам циркулирует охлажденное топливо. Оно охлаждает стенки двигателя, а само при этом нагревается за счет тепла, переданного бронзовыми стенками сопла. Таким образом, хромистая бронза за счет своей способности быстро передавать тепло сама не перегревается и спокойно выдерживает интенсивные тепловые нагрузки.
На фото или видео, где ракету везут на стартовый комплекс, можно увидеть красивый медный цвет сопел двигателя: внутренняя стенка ракетного двигателя, которая выдерживает жар в 3 тысячи градусов Цельсия, сделана из хромистой бронзы — сплава меди и 0,8% хрома.

Если температура плавления хромистой бронзы в три раза ниже рабочей температуры сопла, то почему не плавятся стенки двигателя? Для этого недостаточно отводить тепло куда-то, например в стальной корпус двигателя. Необходимо создать внутреннюю прослойку, которая забирала бы на себя тепло от сгорающего топлива. В современных двигателях во внутренней стенке делают узкие каналы, служащие рубашкой охлаждения. По этим каналам циркулирует охлажденное топливо. Оно охлаждает стенки двигателя, а само при этом нагревается за счет тепла, переданного бронзовыми стенками сопла. Таким образом, хромистая бронза за счет своей способности быстро передавать тепло сама не перегревается и спокойно выдерживает интенсивные тепловые нагрузки.
04 / ТИТАН И СЕРЕБРО
04 / ТИТАН И СЕРЕБРО
Вопреки распространенному мнению, титан применяется в ракетостроении выборочно. Его сложно обрабатывать, поэтому в основном его используют при изготовлении баллонов высокого давления. Но серебро, которое привычно воспринимается как драгоценный металл, напротив, играет важную роль в конструировании: например, его используют для создания жидкостных реактивных двигателей. С его помощью соединяют между собой стальную и медную части камеры сгорания.
Вопреки распространенному мнению, титан применяется в ракетостроении выборочно. Его сложно обрабатывать, поэтому в основном его используют при изготовлении баллонов высокого давления. Но серебро, которое привычно воспринимается как драгоценный металл, напротив, играет важную роль в конструировании: например, его используют для создания жидкостных реактивных двигателей. С его помощью соединяют между собой стальную и медную части камеры сгорания.
Материал подготовлен на основе лекции «Нау» «Материалы для космических применений: от традиционных сплавов к продвинутым композитам»:
Материал подготовлен на основе лекции «Нау» «Материалы для космических применений: от традиционных сплавов к продвинутым композитам»:
В лекции «Материалы для космических применений: от традиционных сплавов к продвинутым композитам» научная сотрудница научно-исследовательского института «Конструкционные керамические наноматериалы» университета МИСИС Вероника Суворова рассказывает об особенностях природных условий, существующих в космосе, и современных материалах, которые применяются в этих условиях.