При входе в плотные слои атмосферы капсула или космический корабль самолетного типа испытывают сопротивление атмосферы, это интенсивные механические и тепловые нагрузки. Обшивка космических аппаратов раскаляется из-за аэродинамического нагрева, который происходит в результате торможения молекул воздуха вблизи корпуса летательного аппарата и кинетическая энергия относительного движения молекул воздуха переходит в тепловую. При полете на сверхзвуковых скоростях перед носовым обтекателем ракеты возникает ударная волна, в которой тормозятся молекулы воздуха. Торможение молекул сопровождается возрастанием тепловой энергии, то есть газ вблизи поверхности аппарата нагревается.
При достижении аппаратом скорости порядка
18 000 км/ч температура воздуха за ударной волной достигает таких значений, при которых начинается радиационный нагрев. Если прохождение плотных слоев атмосферы происходит на скорости, которая равна или меньше первой космической, то радиационный нагрев мал в сравнении с конвективным. При второй космической скорости значения конвективного нагрева и радиационного становятся близкими.