Заряд московской энергии: электрический транспорт в городе
Сегодня все чаще транспортные средства ассоциируются с электроэнергией. За последние годы москвичи уже привыкли к станциям, от которых заряжаются электромобили. Вместе с ними по городу проносятся электробусы, электросамокаты, электровелосипеды — всюду на дорогах можно наблюдать экологичный и современный городской транспорт. В этом материале рассказываем о том, как Москва воплощает идеи конструкторов и мечтателей прошлого, создавая из них свое настоящее.
Электрическая инфраструктура в Москве
Электробусы, электромобили, электровелосипеды, электросамокаты — московский транспорт постепенно становится «зеленым» и переходит на электрическую энергию. Специально для этой цели создан проект «Энергия Москвы». Он помогает делать электрический транспорт удобным и выгодным для горожан.
В 2024 году, согласно данным портала «Московский транспорт», в столице работает более 2300 электробусов, в городском велопрокате доступно более 2200 электровелосипедов, а электросамокатов уже более 40 000.

Основная проблема электрического транспорта заключается в том, что он требует регулярной подзарядки. Но и с этим можно разобраться. Чтобы пользователи имели возможность заряжать свои средства передвижения, город создает и развивает инфраструктуру. Сегодня сеть бесплатных электрических зарядных станций (ЭЗС) уже охватила всю Москву и продолжает расширяться зачастую благодаря горожанам. Именно они помогают проекту «Энергия Москвы», предлагая новые и новые места, где требуется поставить ЭЗС.
Первые электромобили
Нам кажется, что электрический транспорт — это нечто совершенно новое, полностью противоположное транспорту с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Но на самом деле то, что история автомобилей будет настолько тесно связана с бензином, изначально было совершенно неочевидно. Первые автомобили имели и бензиновые, и электродвигатели, но первые преобладали на протяжении больше ста лет. Для второй половины XIX и всего XX века это стало оптимальным решением. Относительно доступный бензин давал большую свободу движения: с ним автомобили были автономными и могли преодолевать большие расстояния, в то время как электрические двигатели требовали постоянной подзарядки.
Электрический пассажирский транспорт еще в начале XX века существовал наравне с остальным, и его проектировали производители, которые создавали и бензиновые автомобили.
В 1902 году на московской фабрике «Дукс», производившей тогда и велосипеды, и автомобили, был построен электрический омнибус. Это вид городского общественного транспорта, рассчитаный сразу на несколько пассажиров. Омнибус курсировал между вокзалом и гостиницей, перевозя постояльцев. Сегодня мы назвали бы его гостиничным шаттлом.
Начало XX века — время, когда на дорогах чаще других видов транспорта встречались конные повозки.
Лошади, которые тянули конки и частные повозки, пугались непривычных самодвижущихся машин и могли внезапно отшатнуться или взбрыкнуть. И без того опасное движение на дорогах дополнили новые проблемы. Бензиновые автомобили были довольно громкими и издавали множество непривычных звуков, поэтому электромобили казались гораздо более логичным путем развития транспорта. Тем не менее бензиновые двигатели в итоге победили, оставив горожан с мечтой о безопасном и быстром транспорте, который работает от электричества. Но то, что количество автомобилей будет постоянно расти и создавать новые проблемы, было понятно и в начале XX века, когда еще не было никаких проблем с парковкой, бензиновых выхлопов и заправочных станций.
Постепенно бензиновые двигатели стали частью повседневности. Но на протяжении всего XX века поиск оптимального электрического двигателя для пассажирского транспорта не прекращался. Одной из крупных и нашумевших разработок стал грузовой электромобиль, созданный в 1947 году в Москве. «В Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) недавно закончены испытания машины новой конструкции — электромобиля. Это грузовая машина, в которой автомобильный мотор заменен двумя электромоторами, расположенными вместе с аккумуляторами под кузовом. Внешне электромобиль мало чем отличается от обычных грузовиков: лишь капот машины, где размещено электрооборудование, имеет несколько уменьшенные размеры. Управление электромобилем чрезвычайно просто. Он удобен для работы в городских условиях при поездках с частыми остановками — при развозке почты, различных мелких грузов и т. д. Здесь нет необходимости каждый раз заводить мотор — достаточно простого нажатия рычага, чтобы машина тронулась с места».
Новости науки и техники // «Наука и жизнь». 1947 г.
Фантазия российской нейросети на тему: «Советский электробус, 1970-е»
Предсказанный транспорт
В книге «Приключения великих уравнений», которая рассказывает о том, как человек познакомился с электричеством и как осваивал его, автор упоминает электромобили и описывает их именно такими, какими мы их знаем.
Сложно поверить, но будущее транспорта пятьдесят лет назад представлялось очень четко. И эти представления совпали с нашей действительностью.
Еще в 1970-е Владимир Карцев, автор «Приключений великих уравнений» поднимает тему экологии. А ведь тогда автомобилей на улицах города было совсем немного, и нужно было иметь хорошее воображение, чтобы задумываться о вреде бензиновых выхлопов для города. В довершение ко всему Карцев не забывает о возможности передавать электромобиль от водителя к водителю, описывая идею того, что сегодня мы знаем как каршеринг. «Несмотря на все частности, электромобиль твердо занимает место на шоссе. Ведь что в нем есть-то: аккумулятор да мотор — никаких тебе трансмиссий, коробок передач, сложной системы смазки, охлаждения! А возможность создания автоматизированного транспорта: зашел, нажал кнопку с указанием нужного места, поехал, читая газетку, потом вышел и оставил машину для следующего пассажира — такая система исключена при бензиновом двигателе. Но главное пока — то, с чего мы начали эту главу, проблема чистого городского неба. Пока над Москвой чистое небо, пока москвичи могут дышать чистым воздухом, пока не висит над домами грязно-коричневый дым и нет в наших городах смога, давайте скажем конструкторам: пора создать электромобиль. А то будет поздно».
Владимир Карцев. Приключения великих уравнений. 1970 г.
Фантазия российской нейросети на тему: «Советский электромобиль, 1970-е»
Материалы по теме:
Все о московском электротранспорте
Интересные факты о московских трамваях