Кем работает ученый? Рассказываем о том, насколько многообразна наука, и о людях, которые ей занимаются
Кем работает ученый? Рассказываем о том, насколько многообразна наука, и о людях, которые ей занимаются
Кто такие ученые? Из чего состоит их рутина? Что скрывается за словами «заниматься наукой»? Чем больше мы погружаемся в эту тему, тем яснее видится, что, она, на самом деле, бездонна и научная работа может быть совершенно разной. За годы существования проекта «Нау. Путеводитель по науке в Москве» у нас накопилось большое количество интервью с учеными. В этом материале мы вспоминаем истории тех, с кем нам удалось поговорить, и пробуем подробнее рассказать о науке и тех, кто ей занимается.
Кто такие ученые? Из чего состоит их рутина? Что скрывается за словами «заниматься наукой»? Чем больше мы погружаемся в эту тему, тем яснее видится, что, она, на самом деле, бездонна и научная работа может быть совершенно разной. За годы существования проекта «Нау. Путеводитель по науке в Москве» у нас накопилось большое количество интервью с учеными. В этом материале мы вспоминаем истории тех, с кем нам удалось поговорить, и пробуем подробнее рассказать о науке и тех, кто ей занимается.
Научное разнообразие
Научное разнообразие
Одна из распространенных традиционных классификаций наук — это деление на естественные, точные, социальные и гуманитарные. К естественным относятся науки, которые изучают природу (биология, ботаника, география, минералогия и другие), к точным — математика, физика, информатика, к социальным (общественным) — история, политология, социология, к гуманитарным — филология (лингвистика и литературоведение).

Как и многие другие искусственные границы, приведенная классификация лишь условность. Особенно если учитывать, что до сих пор нет консенсуса в определениях: гуманитарная или социальная наука психология и насколько точной является химия?
Одна из распространенных традиционных классификаций наук — это деление на естественные, точные, социальные и гуманитарные. К естественным относятся науки, которые изучают природу (биология, ботаника, география, минералогия и другие), к точным — математика, физика, информатика, к социальным (общественным) — история, политология, социология, к гуманитарным — филология (лингвистика и литературоведение).

Как и многие другие искусственные границы, приведенная классификация лишь условность. Особенно если учитывать, что до сих пор нет консенсуса в определениях: гуманитарная или социальная наука психология и насколько точной является химия?
Особенно условность подобных делений чувствуется в современном мире, где первостепенным навыком для ученых является умение работать в междисциплинарном поле, то есть на стыке наук. Например, экономика и математика. Отличная пара! Попробуйте-ка стать серьезным экономистом без применения математических методов. А ведь экономика — это такая же социальная (общественная) наука, как история или психология. Последняя, кстати, часто идет в списке научных интересов лингвистов, так появляется психолингвистика. Биогеография и квантовая химия, геофизика и математическая лингвистика — междисциплинарных направлений очень много.

В любом случае, что бы ни стало вашим научным интересом, занимаясь наукой, вы точно сможете найти свою нишу. В подтверждение мы собрали выдержки из интервью ученых, в которых они рассказывают, чем занимаются в рамках своей профессиональной деятельности.
Особенно условность подобных делений чувствуется в современном мире, где первостепенным навыком для ученых является умение работать в междисциплинарном поле, то есть на стыке наук. Например, экономика и математика. Отличная пара! Попробуйте-ка стать серьезным экономистом без применения математических методов. А ведь экономика — это такая же социальная (общественная) наука, как история или психология. Последняя, кстати, часто идет в списке научных интересов лингвистов, так появляется психолингвистика. Биогеография и квантовая химия, геофизика и математическая лингвистика — междисциплинарных направлений очень много.

В любом случае, что бы ни стало вашим научным интересом, занимаясь наукой, вы точно сможете найти свою нишу. В подтверждение мы собрали выдержки из интервью ученых, в которых они рассказывают, чем занимаются в рамках своей профессиональной деятельности.
Слово ученым
Слово ученым
  • Александр Гасников
    Московский физико-технический институт (МФТИ), кафедра математических основ управления школы прикладной математики и информатики; НИУ ВШЭ, факультет компьютерных наук; ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, доктор физико-математических наук.
    «Я стараюсь активно работать в направлении разработки эффективных численных методов решения всевозможных задач. Например, возникающих при изучении белкового фолдинга и докинга, при разработке программного обеспечения вышек сотовой связи, различных обратных задач… Сейчас у меня в научном руководстве 25 студентов и 15 аспирантов, с которыми мы стараемся активно двигать науку, писать статьи, монографии, пособия, читать лекции и вести семинары, ну и сотрудничать с различными иностранными компаниями».

    Полное интервью
  • Владимир Решетов
    Институт лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ, профессор кафедры электронных измерительных систем; НИУ МФТИ, профессор кафедры физики и химии наноструктур; доктор физико-математических наук; ведущий научный сотрудник ФГБНУ ТИСНУМ
    «Есть на моем научном пути и совсем сумасшедший участок: я хорошо известный в узких кругах борец с разного рода лженаучными теориями. И даже участвовал в телевизионном шоу „Экстрасенсы против ученых“. Ученые, кстати, победили, хотя это было и непросто, а главное — противоречило замыслу продюсеров…»

    Полное интервью
  • Валерия Мельникова
    Институт системного программирования РАН, Лаборатория свободного программного обеспечения цифрового моделирования технических систем, научный сотрудник МГТУ им. Н. Э. Баумана, аспирант и ассистент кафедры СМ-2 «Аэрокосмические системы», член Молодежного космического центра
    «Год назад я мечтала о том, чтобы хоть какая-нибудь часть или деталь, в разработке которой я принимала участие, отправилась в космос. В сентябре 2020 года эта мечта исполнилась. Сейчас хотелось бы предложить какую-то кардинально новую основополагающую технологию для будущих космических исследований. Например, наша команда активно развивает отработку и применение роторного солнечного паруса для движения малоразмерных космических аппаратов».

    Полное интервью
  • Елизавета Григорашвили
    Центр наук о жизни Сколковского института науки и технологий, аспирант
    «В какие-то периоды своей жизни я <…> была хроматографистом-аналитиком в фармкомпании, работала в фирме по продаже реактивов. Но в итоге вернулась в академическую сферу. Наука дает возможность понять, как устроен мир и как устроены живые организмы. Наверное, моя цель — разобраться в этом лучше и рассказать другим».

    Полное интервью
  • Ольга Синёва
    МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета, кандидат филологических наук
    «У меня не было цели стать ученым, просто всегда интересно найти ответы на различные возникающие вопросы, например почему языки так по-разному устроены и в то же время в них есть похожие слова? Почему художественный текст так завораживает, а для понимания научного нужны дополнительные особые усилия? Как получается, что слово вбирает в себя так много информации? Какова природа коммуникации, особенно в поликультурном мире? С этими и многими другими вопросами я просто жила и живу, искала и ищу ответы».

    Полное интервью
  • Александр Осадчиев
    Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, ведущий научный сотрудник, доктор физико-математических наук
    «Главная цель моей работы — увеличить человеческие знания о Мировом океане, о процессах, которые я исследую. У меня есть желание рассказать о своей работе людям и поделиться тем, что в науке работать интересно и здорово. Я не ставлю себе каких-то глобальных и далеко идущих планов. Гораздо правильнее, на мой взгляд, в первую очередь хорошо делать свое дело и последовательно достигать понятных и осязаемых целей. Но, конечно, хотелось бы разобраться с какой-то сложной и пока не решенной задачей, придумать и реализовать что-то новое в своей научной области».

    Полное интервью
  • Александр Квашнин
    Сколковский институт науки и технологий, старший научный сотрудник, доктор физико-математических наук
    «После защиты диссертации я ушел работать в Сколтех, в лабораторию компьютерного дизайна материалов под руководством Артема Оганова, в которой продолжаю работать. Пять лет усердного труда позволили мне защитить докторскую диссертацию в 31 год. В планах создание своей собственной научной группы.

    Профессия ученого, с одной стороны, сложная, но с другой — это очень интересно! Если хочешь познавать новое, исследовать и разгадывать загадки, преодолевая трудности, то определенно нужно идти в науку».

    Полное интервью
  • Александр Гасников
    Московский физико-технический институт (МФТИ), кафедра математических основ управления школы прикладной математики и информатики; НИУ ВШЭ, факультет компьютерных наук; ведущий научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, доктор физико-математических наук.
    «Я стараюсь активно работать в направлении разработки эффективных численных методов решения всевозможных задач. Например, возникающих при изучении белкового фолдинга и докинга, при разработке программного обеспечения вышек сотовой связи, различных обратных задач… Сейчас у меня в научном руководстве 25 студентов и 15 аспирантов, с которыми мы стараемся активно двигать науку, писать статьи, монографии, пособия, читать лекции и вести семинары, ну и сотрудничать с различными иностранными компаниями».

    Полное интервью
  • Владимир Решетов
    Институт лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ, профессор кафедры электронных измерительных систем; НИУ МФТИ, профессор кафедры физики и химии наноструктур; доктор физико-математических наук; ведущий научный сотрудник ФГБНУ ТИСНУМ
    «Есть на моем научном пути и совсем сумасшедший участок: я хорошо известный в узких кругах борец с разного рода лженаучными теориями. И даже участвовал в телевизионном шоу „Экстрасенсы против ученых“. Ученые, кстати, победили, хотя это было и непросто, а главное — противоречило замыслу продюсеров…»

    Полное интервью
  • Валерия Мельникова
    Институт системного программирования РАН, Лаборатория свободного программного обеспечения цифрового моделирования технических систем, научный сотрудник МГТУ им. Н. Э. Баумана, аспирант и ассистент кафедры СМ-2 «Аэрокосмические системы», член Молодежного космического центра
    «Год назад я мечтала о том, чтобы хоть какая-нибудь часть или деталь, в разработке которой я принимала участие, отправилась в космос. В сентябре 2020 года эта мечта исполнилась. Сейчас хотелось бы предложить какую-то кардинально новую основополагающую технологию для будущих космических исследований. Например, наша команда активно развивает отработку и применение роторного солнечного паруса для движения малоразмерных космических аппаратов».

    Полное интервью
  • Елизавета Григорашвили
    Центр наук о жизни Сколковского института науки и технологий, аспирант
    «В какие-то периоды своей жизни я <…> была хроматографистом-аналитиком в фармкомпании, работала в фирме по продаже реактивов. Но в итоге вернулась в академическую сферу. Наука дает возможность понять, как устроен мир и как устроены живые организмы. Наверное, моя цель — разобраться в этом лучше и рассказать другим».

    Полное интервью
  • Ольга Синёва
    МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета, кандидат филологических наук
    «У меня не было цели стать ученым, просто всегда интересно найти ответы на различные возникающие вопросы, например почему языки так по-разному устроены и в то же время в них есть похожие слова? Почему художественный текст так завораживает, а для понимания научного нужны дополнительные особые усилия? Как получается, что слово вбирает в себя так много информации? Какова природа коммуникации, особенно в поликультурном мире? С этими и многими другими вопросами я просто жила и живу, искала и ищу ответы».

    Полное интервью
  • Александр Осадчиев
    Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, ведущий научный сотрудник, доктор физико-математических наук
    «Главная цель моей работы — увеличить человеческие знания о Мировом океане, о процессах, которые я исследую. У меня есть желание рассказать о своей работе людям и поделиться тем, что в науке работать интересно и здорово. Я не ставлю себе каких-то глобальных и далеко идущих планов. Гораздо правильнее, на мой взгляд, в первую очередь хорошо делать свое дело и последовательно достигать понятных и осязаемых целей. Но, конечно, хотелось бы разобраться с какой-то сложной и пока не решенной задачей, придумать и реализовать что-то новое в своей научной области».

    Полное интервью
  • Александр Квашнин
    Сколковский институт науки и технологий, старший научный сотрудник, доктор физико-математических наук
    «После защиты диссертации я ушел работать в Сколтех, в лабораторию компьютерного дизайна материалов под руководством Артема Оганова, в которой продолжаю работать. Пять лет усердного труда позволили мне защитить докторскую диссертацию в 31 год. В планах создание своей собственной научной группы.

    Профессия ученого, с одной стороны, сложная, но с другой — это очень интересно! Если хочешь познавать новое, исследовать и разгадывать загадки, преодолевая трудности, то определенно нужно идти в науку».

    Полное интервью